стр.39

Л.Василевский

ГИБЕЛЬ НА ПУТИ В ПРОШЛОЕ

Антология таинственных случаев. ЗАГОВОРЯТ ЛИ КАМЕННЫЕ КОЛОССЫ?

"Они ужасны в глубине своего одиночества".

Пьер Лоти, французский
писатель и моряк

Что случилось? Уже десять минут пытаюсь связаться с вами... Произведу визуальную посадку...
С высоты 3000 метров остров Гваделупа напоминал бабочку, парящую над переливчато-мерцающим океаном, - поистине феерическое зрелище.
- Вы пролетели остров Святых? - запросил аэродром.
Самолет молчал. Напрасно в башне управления аэропорта Пуант-а-Питр дежурные всматривались в ночной горизонт. Проходит одна минута... полторы... две... Беспокойство перерастает в тревогу. Потом взрыв и пламя на склоне вулкана Суфриер. Сейсмограф физической лаборатории в нескольких километрах от места катастрофы вычертил контуры волны сотрясения, напоминавшей странным образом самолет.
Груда горящего металла... Все, что удалось спасти от огня, можно было уложить в дорожный саквояж: три обручальных кольца, одни часы, несколько писем, полуобгоревшая библия на испанском языке, детский башмачок и чудом уцелевшая после взрыва и пожара записная книжка. Так погибли

ДВА ДРУГА, МЕЧТАВШИЕ ОТКРЫТЬ ЗАТЕРЯННЫЕ КОНТИНЕНТЫ

Всю жизнь их преследовали проблемы, поставленные перед современной наукой наиболее удаленными от нас по времени и пространству цивилизациями, пишет французский журналист Жорж Менан. Одержимые этой страстью, они исколесили весь мир. Это были нелегкие путешествия, полные тяжелого труда, риска и смертельной опасности.
Тони Сольнье предпринял не одну попытку запечатлеть образы «затерянных континентов». Он совершил опасное путешествие пешком через неисследованные районы Ириана, населенные таинственным народом асматов - охотниками за черепами; он описал балийцев - «синих людей» Нила, троглодитов Анатолии, факиров Ганга... И на все это шел человек, у которого кружилась голова даже на высоте табуретки, а глаза были близоруки, как у ночной птицы днем. Как часто расплачивался он тяжелыми страданиями: несколько лет не мог вылечиться от таинственного заражения, полученного в болотах Конго; перенес мучительную ритуальную татуировку, находясь у папуасов. Но об этих злоключениях он рассказывал только в шутку.
Что можно сказать о Юбере Герцоге? В 18 лет он со своими старшими братьями поднялся на Аннапурну - одну из вершин Гималаев (8078 метров), а во время войны сражался против гитлеровцев в рядах партизан-маки. На мотороллере «Веспа» он штурмовал Монблан. В то же время Юбер был неплохим художником, издал роман, исследовал Кергелен - Острова отчаяния - на границе Антарктиды, написал великолепные статьи о ядерном оружии, об испытательных базах на Тихом океане.
Два года Юбер Герцог и Тони Сольнье готовились к экспедиции. В самом сердце Амазонки, в Чили, на Галапагосских островах и на Таити они намеревались найти следы во многом загадочных цивилизаций: доинкской, инкской, полинезийской.
Свою работу, рассчитанную на 5 месяцев, друзья начали в Перу, добравшись на вертолете до старинной крепости инков Мачакумбо. Но основным этапом экспедиции был, естественно, остров Пасхи, небольшой участок суши (179 квадратных километров), расположенный в 4000 километрах от берегов Чили. Исследователи пробыли там шесть недель, спали в палатке, среди каменных призраков, разделявших ученых на два лагеря: сторонников гипотезы Метрео - об азиатском происхождении населения острова и сторонников Кон-Тики - Тура Хейердала - доинкской миграции из Южной Америки.
К каким же выводам пришли Юбер Герцог и Тони Сольнье в результате своих необычных поисков? Сохранились лишь сделанные ими фотографии, присланные во Францию. Никому теперь не известен ключ для раскрытия тайны, но, возможно, он находится в записной книжке со следами крови Юбера Герцога. Все остальное: бесценные записи, уникальные документы, которые предстояло исследовать при помощи углерода 14, - сгорело дотла. Кто знает, будут ли подобные документальные свидетельства найдены когда-либо еще. По-прежнему безмолвствуют базальтовые исполины.

ОХРАНЯЮЩИЕ "ПУП ЗЕМЛИ"

«Те Пито Те Хенуа» - «Пуп Земли» - так называют пасханцы свой остров. Местное предание гласит, что остров Пасхи - последний след затонувшего континента.
Колоссально - вот то слово, которое приходит на ум, когда видишь эти огромные статуи или грандиозную мастерскую с незаконченной фигурой в 27 метров! Кстати, мастерская помогла воссоздать технику древних ваятелей. Их работа тем более поразительна, что у них не было никаких других инструментов, кроме каменных топоров из сланца и абсидиана. Выбрав удобное место на склоне горы, они вначале обрабатывали статую спереди, затем по бокам. Когда колосс был целиком вырублен, его спускали по склону вулкана вниз. Но странная особенность: художники ждали, когда статую водрузят на основание, а уж потом ей «открывали глаза».

стр.40

Чтобы восстановить первоначальный облик статуй, Герцог и Сольнье предприняли попытку поднять одну из них. Они выбрали самую красивую. Она лежала, как и почти все, уткнувшись носом в землю, и находилась в 27 метрах от карьера, где была некогда высечена.
Исследователям не нужно было ломать голову над практическим решением своего намерения. Вооруженные современной техникой, они в полной мере могли оценить и масштаб работы древних пасханцев и всю глубину загадки, которую они задали современным людям. Если только, как утверждает легенда, жрецы острова не использовали «ману» - сверхъестественную силу, заставлявшую статуи передвигаться сами по себе...
Когда колосс был поставлен на основание, исследователи решили водрузить ему на голову «пукао» - традиционный головной убор из красного камня. Поскольку ни одного пукао обнаружить не удалось, пришлось высечь его из камня по образцу одной из оставшихся моделей. Эту работу за два месяца проделал пасханский скульптор Хуан Хаоа. Его изделие весило пять тонн. Когда подъемный кран перенес «пукао» с земли на голову статуи, все участники «реставрационных работ» снялись у ее подножья. (Это была своеобразная генеральная репетиция к большим реставрационным работам, рассчитанным на 30 лет. Их будет вести правительство Чили в содружестве с ЮНЕСКО. Придет время - и все загадочные статуи будут подняты и установлены в своем первозданном виде.)
...Кто же были те, кто сумел изваять и воздвигнуть таинственный лес статуй?
Единственный прямой источник информации - устное предание. Старые пасханцы еще помнят его. Они рассказывают, что колоссы являются изображением семи первых «разведчиков», приплывших на пироге с запада. В самом деле: только семь статуй обращены лицом к океану, в то время как все остальные смотрят внутрь острова. Допустим, легенда верна. Но отчего исполины острова Пасхи не похожи на полинезийские тики? И вообще, если речь зашла о «разведчиках», зададимся вопросом:

А ОТКУДА ОНИ ПРИШЛИ?

В статье «Пацифида» В.Нейман приводит любопытные аргументы в пользу теории Тура Хейердала. Можно добавить еще несколько параллелей. Так, например, некоторые статуи острова Пасхи напоминают статуи инков; пасханские пироги делаются из тростника способом, напоминавшим тот, которым строят пироги рыбаки озера Титикака, и т.д. Конечно, подобные аналогии захватывают воображение, но все же они не очень убедительны. Пасханские статуи, во-первых, сходны с некоторыми статуями Маркизских островов, как известно, не имеющих никакого отношения к Американскому континенту. Во-вторых, до сих пор на острове Пасхи не обнаружено никаких следов керамики и ткачества, а ведь индейцы Южной Америки были великолепными мастерами этих ремесел. И наконец весьма вероятно, что в одной интересной легенде, рассказываемой местными старожилами, есть зерно истины.
Как утверждают эти старожилы, их предок - полинезиец Хоту-Матуа - правил на одном из Подветренных островов 25 поколений назад, то есть примерно в XII веке. Потеряв трон в одной из многочисленных войн, Хоту-Матуа вынужден был отправиться на поиски иной земли. Он погрузился со всеми оставшимися в живых соплеменниками на пироги и отправился в путь на восток. Так они потеряли рай, а то, что они нашли, скорее напоминало ад: суровый климат, пустынная земля, непригодная для обработки. Быть может, прибывшие думали, что смогут жить на полудиком острове в мире. Но они ошиблись. Какое-то проклятье висело над островом: угон в рабство, резня, эпидемии - вот часто повторяющиеся эпизоды из его многовековой истории.
Прежде чем отправиться сюда, Юбер Герцог и Тони Сольнье побывали на Таити и воссоздали гипотетическую сцену отплытия короля Хоту-Матуа. Для таитянцев эта инсценировка вылилась в большой морской праздник, и они снова почувствовали лихорадочный инстинкт великих миграций прежних времен...
Жил ли на самом деле Хоту-Матуа? Все пасханцы клянутся, что маленький король Грегорио был прямым его потомком. Само существование короля-ребенка у историков не вызывает сомнений. Он умер от оспы в 1866 году в возрасте девяти лет. Грегорио был последним, кто знал секреты истории острова, для кого не была сокрыта загадка «говорящего дерева». Никто из археологов не может дешифровать таблички «ронго-ронго». Они молчат для нас, эти идиогрпммы, вырезанные зубом акулы на дереве породы хибискус. Ни на одном из островов Полинезии не найдено никаких следов даже примитивной письменности. На острове Пасхи, на маленькой земле, письменность существовала, возможно, как след таинственной высокой цивилизации. И может быть, Юбер Герцог и Тони Сольнье сумели выведать тайны у «говорящего дерева». Может быть, найденные ими уникальные документальные материалы помогли бы сделать еще шаг к раскрытию тайны острова Пасхи. Но, к сожалению, чудом уцелевшая при катастрофе записная книжка не могла вместить всех их открытий. Возможно, они уже знали ответ на вопрос, которым озаглавлена эта антология...

Сайт создан в системе uCoz