П.И.Пучков

Население Океании

Этнографический обзор.
(М.,»Наука»,1967)

{стр.239}

Остров Пасхи.

О-в Пасхи расположен в восточной части Полинезии. Принадлежит Республике Чили. Местное название - Рапануи.

Географические координаты - 27 градусов южной широты и 109 градусов западной долготы. Площадь - 165 квадратных километров. Население - более тысячи человек.

Административный центр - поселение Хангароа.

По своей форме остров напоминает треугольник. Представляет плато, под поверхностью которого возвышается несколько конусов потухших вулканов. Высшая точка - гора Теревака (600 метров над уровнем океана) - находится в северной части Рапануи. Значительная часть занята лавовыми полями.

Климат тропический. Средние месячные температуры колеблются от 16 до 23 градусов. Температуры выше 27 градусов и менее 10 редки. Наиболее теплое время года приходится на период с января по март, холодное - с июня по октябрь. В районе острова господствуют юго-восточные пассатные ветры. С июня по ноябрь часто дуют северные ветры. За год в среднем выпадает около 130 мм осадков, наиболее дождливые месяцы - июнь и июль.

Рек на Рапануи нет. На дне нескольких кратеров имеются небольшие озера.

Почвы - вулканические, пористые, довольно плодородные. Леса на о.Пасхи отсутствуют, в растительном покрове преобладают травы и папоротники. Имеется небольшое число деревьев, посаженных человеком.

Основой экономики Рапануи является овцеводство. Поголовье овец достигает в настоящее время 40 тысяч. Кроме того, разводят крупный рогатый скот, лошадей, домашнюю птицу(кур), в небольшом количестве - свиней. В качестве потребительсктх культур выращиваются кукуруза, батат, инжир, бана, ананас, маниок, бобовые, бахчевые, овощи, табак. Кокосовая пальма и хлебное дерево на острове отсутствуют. Некоторое развитие получили рыболовство и ловля ракообразных, а также ремесла (резьба по дереву, изготовление изделий из раковин и т.д.).

История заселения острова Пасхи не вполне ясна. По некоторым данным, он был обитаем уже в начале нашей эры. Возможно, что на остров в разное время прибыло несколько волн переселенцев. Жители Рапануи создали довольно высокую культуру, о чем свидетельствуют огромные каменные статуи, равных которым нет во всей Полинезии. Наиболее высокая из них достигает 10 метров, остальные не превышают 4-5 метров.

Большой интерес представляет и письменность (фактически {стр.240} единственная во всей Океании), которой прежде пользовались аборигены. Письменность эта, вероятно, носит иероглифический характер. Она сохранилась на дощечках «кохау ронго-ронго», привлеших внимание ученых. К сожалению, лишь немногие таблички уцелели, т.к. обнаружившие их католические патеры усердно принялись уничтожать «языческие» письмена. Малое число дощечек бесспорно затрудняет расшифровку письменности.

О происхождении носителей этой высокой культуры ведутся споры. Одни ученыесчитают, что культура о.Пасхи возникла на местной полинезийской этнической основе, другие (в первую очередь Т.Хейердал) связывают ее с переселенцами из Америки.

Ко времени первых контактов с европейцами общество Рапануи, по-видимому, находилось на стадииразложения первобытнообщинного строя. На острове обитало десять племен, объединенных в два союза. Племена возглавлялись вождями, власть которых передавалась по наследству. Должность вождя считалась священной. Островитяне делились на несколько социальных групп, напоминавших касты [9,стр.666].

Остров Пасхи был обнаружен голландским мореплавателем Роггевеном в пасхальное воскресенье 1722 г., откуда и получил свое название. В 1770 году Рапануи посетил испанский мореплаватель Гонсалес, который объявил о присоединении острова к владениям испанского короля. Однако акт этот оказался чисто формальным и не привел к фактической аннексии Рапануи. В последние десятилетия XVIII века и в начале XIX века остров Пасхи посетили несколько знаменитых путешественников (Кук, Лаперуз, Лисянский).

XIX век оказался, однако, для маленького острова весьма трагическим. На Рапануи все чаще стали заходить китобойные и торговые суда, команды которых чинили всякие беззакония. В 1805 году капитан американской шхуны похитил группу местных жителей [176,стр.39]. Аналогичные бесчинства совершались и в последующие десятилетия. Особенно тяжелыми для островитян были 60-е годы, когда Рапануи неоднократно подвергался пиратским рейдам перуанцев. Они похищали физически сильных мужчин с тем, чтобы использовать их в Перу для работ по сбору гуано. Во время наиболее крупной из пиратских экспедиций в 1862 году было захвачено несколько сот островитян. Всего с острова было увезено до тысячи человек. Большинство из них погибли от невыносимо тяжелых условий труда или от инфекционных болезней. На родину вурнулось лишь 15 человек [177,стр.36].

В 1863 году французские католические миссионеры развернули на острове прозелитическую деятельность [176,стр.44]. Семью годами позже французский авантюрист Дютру-Борнье «выменял» {стр.241} у островитян за несколько кусков ткани наиболее плодородные участки земли. Вскоре его предприятие было поддержано в финансовом отношении обосновавшимся на Таити английским торговцем Брандером, и дельцы превратили Рапануи в сплошное пастбище для овец. Борнье не поладил с миссионерами, и между враждующими сторонами развернулась настоящая война, стоившая жизни немалому числу аборигенов [176,стр.45]. Столкновение привело к тому, что большая группа жителей острова Пасхи была вывезена в 1871 году французскими миссионерами на острова Гамбье. В этот же год многие островитяне были завербованы для работы на плантациях Таити [161,стр.38].

В 1888 году Рапануи был присоединен к Чили. Чилийские власти предприняли попытку колонизовать остров и привезли группу чилийцев, однако из этого эксперимента ничего не вышло[176,стр.47]. Тогда чилийское правительство сдало в аренду почти весь остров для частной компании, которая стала преемницей предприятия Брандера-Борнье.

Хозяева овцеводческого имения неоднократно менялись, но все они беспощадным образом эксплуатировали местное население. Островитяне не раз выражали глубокое возмущение действиями компании, а в 1914 году межде руководством компании и аборигенами возник серьезный конфликт. Островитяне перебили большое количество скота и потребовали возвратить им землю[176,стр.49].

Вскоре после начала первой мировой войны немецкий корабль высадил на остров Пасхи 50 пленных английских и французских матросов. В конце же 1917 года или начале 1918 года на остров прибыли спасшиеся во время кораблекрушения немецкие военные моряки[161,стр.49-50]. Пребывание значительной группы европейцев на Рапануи привело к резкому повышению удельного веса метисов в населении острова.

В настоящее время остров Пасхи находится в ведении военно-морских сил Чили и управляется коменданотом. Под давлением прогрессивной общественности чилийские власти обещали установить в ближайшем будущем на острове гражданское правление.

Большим событием в жизни острова была национализация в 1953 году овцеводческой компании, находившейся в руках английского капитала. Национализация была результатом энергичной кампании, проведенной прогрессивной чилийской прессой.

Трагическая история Рапануи отразилась и на динамике его населения. Когда европейцы впервые прибыли на остров, численность его жителей, по всей вероятности, достигала 3-4 тысяч [176,стр.22]. Работорговля и болезни, прежде всего оспа и туберкулез, привели к катастрофической депопуляции. В 1864 году {стр.242} население Рапануи составляло уже лишь 1200 человек, в 1872 году - 175, а к 1877 году на острове осталось немногим более 100 аборигенов.

В дальнейшем депопуляции прекратились, и население начало постепенно расти (табл.96).

Следует отметить, что динамика численности населения острова Пасхи почти всецело зависит от естественного прироста, т.к. въезд на остров очень невелик. Что же касается эмиграции, то она практически отсутствует, поскольку аборигенному населению запрещено выезжать с Рапануи (разрешается лишь временно покидать остров для учебы).

Данных о рождаемости и смертности, а также о поло-возрастном составе населения нет. Известно лишь, что в конце 40-х годов лица до 14 лет (включительно) составляли около половины населения. Значительное увеличение численности населения в последние годы (см.табл.96) обусловлено, вероятно, снижением смертности.

Таблица 96 Численность населения острова Пасхи
[119,стр.391;154,стр.279;176,стр.23;177,стр.47;200,стр.187]
Год оценкиЧисленностьГод оценкиЧисленность
18771111916273
18821501917301
18861551922298
18881781934469
18901881942577
18922011946628
19002131947721
19112281954780
191224819621050
1914250

Плотность населения Рапануи невелика - всего 6 человек на 1 кв.км. В настоящее время подавляющее большинство населения сосредоточено в поселении Хангароа, расположенном на западе острова. Прежде островитяне жили очень разбросанно, но затем, как и на многих других островах Полинезии, были собраны миссионерами в одно крупное поселение [177,стр.59].

Аборигены заняты почти исключительно сельским хозяйством (главным образом работают в качестве пастухов).

Основную массу населения образуют рапануйцы - один из небольших полинезийских народов. Остров Пасхи представляет собой крайний восточный аванпост полинезийской миграции.

Контакты с европейцами и американцами привели к полному разрушению прежней самобытной культуры островитян. Выше уже от-{стр.243}мечалось, что связи с иностранцами обусловили также появление большой группы смешанного населения. В настоящее время метисы составляют приблизительно две трети всех рапануйцев[119,стр.391;176,стр.23]. Они образовались в результате смешения аборигенов с немцами, французами, англичанами, чилийцами. Среди местных жителей немало также лиц смешанного рапануйско-таитянского и рапануйско-туамотуанского происхождения [154,стр.280].

Родным языком островитян является один из восточнополинезийских диалектов. Он наиболее близок к диалектам, распространенным на Мангареве и Маркизских островах[177,стр.26]. Рапануйский диалект испытал сильное влияние со стороны таитянского и испанского языков. В настоящее время он постепенно забывается, и аборигены все более переходят на испанский язык [152,стр.665].

неаборигенное население составляло в 1954 году около 3 процентов. Это главным образом чилийцы (административный персонал и специалисты).

Все верующее население Рапануи - католики.

Литература:

1.«Атлас народов мира», под редакцией С.И.Брука и В.С.Апенченко,М.,1964.
2.Брагинский В.И., К дискуссии о проблеме заселения Полинезии (Обзор литературы вопроса), - «Краткие сообщения Института народов Азии», выпуск 61,М.,1963.
3.Бунак В.В., Токарев С.А., Проблемы заселения Австралии и Океании, - «Происхождение человека и древнее расселение человечества» («Труды Института этнографии им.Н.Н.Миклухо-Маклая», новая серия, т.XVI),М.,1951.
4.Бутинов Н.А., Происхождение и этнический состав коренного населения Новой Гвинеи, - «Проблемы истории и этнографии народов Австралии, Новой Гвинеи и Гавайских островов» («Труды Института этнографии им.Н.Н.Миклухо-Маклая», новая серия, т.LXXX),М.-Л.,1962.
5.Даниэльссон Б., Счастливый остров, М.,1962.
6.Кабо В.Р., Становление классового общества у народов Океании, - «Народы Азии и Африки», 1966, №2.
7.Крепс Е.М., На «Витязе» к островам Тихого океана, М., 1959.
8.Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н., Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области (к постановке вопроса), - «СЭ», 1955, №4.
9.«Народы Австралии и Океании», под ред. С.А.Токарева и С.П.Толстова, - «Народы мира. Этнографические очерки», под общей ред. Чл.-корр. АН СССР С.П.Толстова,М.,1956.
10.Николов Д.Ст., Остров Новая Гвинея, - «География», год XII,1962,кн.6.
11.Пучков П.И., К вопросу о процессах современного этнического развития населения Океании (доклад на VII международном конгрессе антропологических и этнографических наук),М.,1964.
12.Пучков П.И., Формирование современного этнического состава населения Океании, - «СЭ»,1964,№5.
13.Равва Н.П., Общественный строй Таити (конец XVIII - начало XIX века), - «Народы Азии и Африки»,1966,№1.
14.Сузюмов Е.М., По островам Полинезии,М.,1963.
15.Токарев С.А., Происхождение общественных классов на островах Тонга, - «СЭ»,1958,№1.
16.Токарев С.А., Родовой строй в Меланезии, - «СЭ», 1933,№5-6.
17.Тумаркин Д.Д., Просвещение на островах Океании, - «Советская педагогика»,1966,№1.
18.Хейердал Т., Ответ «Советской этнографии», - «СЭ»,1963,№4.
19.Шульман Н.К., Физическая география Океании,Л.,1960.
119.«Geography of the Pacific», ed. By O.W.Freeman, New York and London,1951.
...
152.«(Les) langues du Monde», par un groupe de linguistes, sous la dir de A.Meillet et M.Cohen, nouv.ed.,Paris,1952
154.Lavachery H.,Ile de Paques, Paris,1935.
161.Malpelo, Cocos and Easter Islands,London,1920.
176.Metraux A., Ethnology of Easter Island, Honolulu,1940.
177.Metraux A., L’ile de Paques, s.1.,1951.
200.«Pacific Islands Year Book and Who’s Who», 9th ed.,Sydney,1963.
Сайт создан в системе uCoz