Александр Пестун, Рустам Валеев.

Шествие каменных голиафов

(гипотеза)
(В книге: На суше и на море, 1988. - М., Мысль, 1988, стр.412-429)

стр.412

На этот маленький островок пришли люди, которые в изобретательности и творческой энергии никому не уступали. У них не было войн и было сколько угодно времени, чтобы сооружать свои вавилонские башни на фундаменте древней традиции.

Тур Хейердал. "Аку-Аку".

Об острове Пасхи знают все. Затерянный в просторах Тихого океана клочок вулканической суши был открыт 6 апреля 1722 года голландцем адмиралом Я.Роггевеном. Адмирал и его люди пробыли на острове всего сутки. Их приветливо встречали рослые смуглые жителм, похожие на полинезийцев, среди которых голландцы с удивлением увидели туземцев с почти черной, красноватой и даже совсем белой кожей. Совершенно европейского облика был и посетивший корабль представитель местного руководства, который держался с большим достоинством и отличался от моряков разве что экзотическим дикарским одеянием и длинными, свисающими до самых плеч мочками ушей, в которых были вставлены какие-то тяжелые белые украшения. Невиданной по пышности татуировкой и такими же ушами щеголяли здесь многие. Но больше всего голландцев поразили огромные каменные статуи своеобразного вида, во множестве возвышавшиеся на берену, - как смогли перенести их сюда туземцы, было совершенно непонятно. При ближайшем рассмотрении явно не отличавшийся особой наблюдательностью Роггевен решил, что все объясняется крайне просто и что идолы слеплены их глины, в которую для красоты и прочности вкраплены булыжники. Перед некоторыми из них островитяне разжигали огромные костры и почтительно воздевали и опускали сложенные вместе руки. Утром следующего дня путешественники увидели, как туземцы в окружении сотен костров молились восходящему светилу. Еще раз подивившись нравам и чудесам этого удивительного острова, Роггевен отбыл на дальнейшие поиски Южной терра инкогнита.

Самый уединенный из островов

Посреди вкличайшего из океанов, далеко в стороне от обычных судоходных трасс, в точке с координатами 27 8'24" ю.ш. и 109 25'20" з.д., поднимается над водой вершина подводного нагорья - остров Пасхи. Площадь - 165,5 кв.км, население около тысячи человек, взлетно-посадочная полоса для самолетов, климат субтропический, сухой сезон длится с декабря по май, дожди и холод - с июня до ноября. Гавани нет, стоянка на якоре небезопасна. 2600 миль до побережья Южной Америки, чуть больше - до острова Таити, в 2600 милях на северо-востоке лежат Галапагосские острова. Далеко на юге, за границей айсбергов, - Антарктида.
Несколько больших вулканических конусов, самый высокий из них, Рано-Арои, поднимается на 511 метров над уровнем моря. Сильно пересеченная каменистая поверхность. Ручьев и рек нет, вся дождевая вода уходит в поры и трещины, только в нескольких кратерах зеленеют небольшие озерца, заросшие тростником тоторо. Растительность очень скудна, леса нет. Много наскальных рисунков, которые изображают животных, символы, лодки, очень редко

стр.413

человека и очень часто маски с большими круглыми глазами - мотив, широко распространенный как на островах Тихого океана, так и на Американском континенте.
"Все окружает, над всем господствует необозримый океан и необозримое небо, безбрежный простор и полная тишина. Живя здесь, постоянно прислушиваешься к чему-то, неведомо к чему и подсознательно чувствуешь, что ты находишься в преддверии чего-то еще юолее величественного, лежащего за пределами нашего восприятия" - так писала еще в начале нашего века К.Раутледж, одна из первых исследователей культуры острова. Много воды утекло с той поры, но здесь все осталось, как было, и даже редкие группы гомонливых туристов не могут что-либо изменить - они уходят, а тишина остается.
Более 200 каменных платформ высотой до 3 метров и длиной до нескольких десятков метров возвышаются на острове, занимая практически все побережье, за исключением мыса Поике и окрестностей Рано-Као. Эти каменные алтари делятся на аху, на которых стояли статуи, и аху без статуй. Первых насчитывается 114. Они отличаются от остальных большими размерами, более строгими формами и более качественным изготовлением. Самые совершенные из них - аху Винапу и аху Тонгарики, которые перестроены из старых святилищ Раннего периода и представляют собой высокую стену из мегалитов неодинаковой формы, подогнанных друг к другу с поразительной точностью.
Камни, небо и тишина - это и есть остров Пасхи.

Павшие кумиры

Обычно на аху устанавливали от трех до шести статуй (моаи), но на самых больших находилось 15-16 монументов. Все они стояли спиной к воде, и только 7 изваяний на аху Акиви смотрели в океан. До сих пор более 200 моаи лежат ничком или навзничь вокруг своих пьедесталов. Падение статуй обычно объясняют междоусобицами. Побывавший на острове Пасхи советский геолог Ф.П.Кренделев выдвинул и с профессиональной четкостью обосновал и другую версию, согласно которой к падению моаи причастны сейсмические явления.
Только в 1956 году потомки древних пасхальцев впервые подняли одного из истуканов. Позже в ходе реставрационных работ были поставлены на свои поста-

стр.414

менты (уже с помощью подъемного крана) еще несколько изваяний. Но все же они и сейчас не производят такого впечатления, какое исходит от статуй Рано-Рараку.

Стражи вулкана

Лишь немногие моаи были изготовлены из материала, имевшегося непосредственно возле меств установки, подавляющее большинство изваяний родилось в каменоломнях вулкана Рано-Рараку. В качестве мест добычи камня были облюбованы выходы твердых пород на почти отвесном юго-восточном склоне: нижний, продуктивный слой (непосредственно у естественной делювиальной осыпи), средний (несколько десятков метров над ней) и верхний (гребень кратера). Поражают масштабы происходившего. Кажется, что неведомые ваятели были настолько вдохновлены неведомой нам сейчас задачей, что их совершенно не смущали ни размеры изваяний, ни их количество, ни положение в пространстве исходного материала.
Поначалу пришедший сюда видит просто поросший желтовытыми травами откос и черно-серые скалы. Некоторое время спустя он обнаруживает, что изрезанные выемками скалы, через которые он все это время карабкается, не просто скалы и что он сейчас, например, стоит на чьей-то обширной впалой груди, а неподалеку в зарослях папоротника виднеется всплывающий из толщи камня характерный профиль с узким носом и плотно поджатыми тонкими губами. Постепенно исследователь начинает различать окружающие формы и чувствовать себя мышонком, который решил прогуляться по пустому дому и был застигнут невесть откуда появившимися хозяевами. Но не надо бояться. Неведомые силы уже сотни лет назад погрузили этих великанов в глубокий сон. Что-то произошло здесь незадолго до появления европейцев. Встречаются и разбитые статуи. Есть и такие, которые не стали заканчивать из-за неудачно расположенного твердого ксенолита трахибазальта, не поддающегося обработке рубилами из того же материала. Тело одного незаконченного моаи и скалу, от которой он еще не отделен, пересекает трещина - след случившегося уже в историческое время землетрясения. Но все же большинство статуй не было закончено по какой-то иной причине. Тысячи каменных рубил брошено у колыбелей так и не родившихся исполинов. Некоторые готовые, полностью отшлифованные изваяния лежат на откосе - их явно спускали по склону вниз, к равнине, но почему-то тоже бросили на произвол судьбы. В самом воздухе, кажется, висит явственное ощущение бедствия, которое заставило внезапно прекратить все работы. Некоторые моаи - те, которые заросли лишайником, - уже умерли. Так во всяком случае говорят островитяне.
Менее известны более сотни изваяний в кратере Рано-Рараку, которые своими размерами не уступают тем, что у подножия горы. Отличаются они только менее тщательной отделкой и тем, что изготавливались из тахилитовых туфов верхнего продуктивного горизонта и далее спускались на спинах только внутрь кратера для установки в ямы. 28 моаи до сих пор еще стоят более-менее вертикально лицом к центру кратера, причем, чем менее изваяние заглублено в грунт, тем более оно наклонено на спину. Никто не знает, зачем их здесь поставили. Все остальные моаи, рожденные на Рано-Рараку, изготовлены из туффитов и туфов андезитовых базальтов среднего и нижнего продуктивного горизонтов, они спускались вниз только для дальнейшей транспортировки во все концы острова. Широко распространенное представление об огромных истуканах, неведомо как вознесенных на стометровые неприступные скалы, - это всего лишь миф, рожденный литературными преувеличениями. Их никто туда не возносил, они изготовлены на месте.
Охраняют подступы к этому царству спящих монстров стоящие спиной к центру вулкана огромные изваяния на делювиальной осыпи. Считают, что эти единственные неповерженные в период смут моаи были поставлены здесь временно в открытые ямы для того, чтобы набело отделать спину. Затем их снова укладывали на склон, спускали к равнине, каким-то образом перетаскивали к берегу, а там ставили на аху. В 1680 году все работы были внезапно прекращены, последовавшие вскоре ливни вызвали сильные оползни грунта с горами обломочного материала и затупившихся инструментов. Оползни засыпали готовившиеся в путь статуи - некоторые почти по брови, некоторые по грудь, некоторые по шею. Отсюда, кстати, происходит представление о "пасхальских головах", хотя у моаи всегда есть

стр.415

туловище, усеченное на уровне бедер. Раскопанный в 1955-56 гг. 5,5-метровый моаи №295, например, оказался ростом 11,8 м.
Первые европейские путешественники застали статуи уже засыпанными. Судя по их рисункам, уровень грунта был тогда таким же, как и сейчас. Так и стоят они по сей день немыми свидетелями былого. Кто они, чьи черты таятся в их незрячих лицах? Кто, зачем и когда воздвиг их здесь, на забытом всеми маленьком островке? Как это делалось, как создали и перенесли на многие километры сотни этих неподъемных мегалитов?

Кто, как, когда

Свидельства водителей фрегатов и более поздних исследователей, отрывочные сведения из фольклора и современные гипотезы предлагают следующие ответы на вопрос о том, кого изображают статуи. Это: 1)дузи, 2)божества, 3)межевые столбы, 4)надгробия, 5)памятники знати и обожествляемым предкам, 6)украшения, 7)автопортреты космических пришельцев, 8)изображения роботов.
На сегодняшний день твердо установлено, что моаи не были ни украшениями, ни тем более межевыми столбами. Они никогда не стояли на границах возделанных полей, а те моаи, которые и сейчас можно встретить вне каменоломен и вне окрестностей аху, лежат вдоль древних, частично мощеных, уходящих в океан дорог, по которым их, надо полагать, перетаскивали к местам установки. Некоторые моаи были, по-видимому, надгробиями - внутри по меньшей мере одного пьедестала есть захоронение, а другие изображали либо богов, либо духов (т.е. племя сверхъестественных существ рангом пониже), либо вполне конкретных исторических лиц (т.е. эти статуи были стилизованными портретами людей). До наших дней дошли предания о том, что представители пасхальской знати заранее заказывали профессиональным ваятелям монумент, да чтобы он был побольше.
Надо отметить, что все сказанное относится к "классическим" моаи, т.е. к

стр.416

моаи Среднего периода, которые изготавливались приблизительно с XI по XVII в. Раскопки обнаружили и совершенно другие, до этого никому не известные статуи Раннего периода. Некоторые из них удивительно походят на тиауанакские статуи их Южной Америки.
Мегалитические скульптурные изображения сверхъестественных существ и просто людей - так можно кратко определить суть и назначение статуй острова Пасхи. Более точные сведения о моаи - кого как звали, кто в какой степени обладал магическими свойствами и по какому случаю был вознесен на пьедестал - могли бы дать только сами древние. Ученым доподлинно известно имя только одного небольшого моаи их культового центра Оронго: Хоа-Хака-Нана-Иа - "Рассекающий волны". Он был главным божеством для всех племен Рапа-Нуи и пользовался большим уважением и авторитетом даже в период смут, называемый в преданиях "хури моаи" - "время, когда свергали статуи".
Оставленные на всех этапах изготовления статуи не дают пищи для экстравагантных предположений по поводу того, кто здесь работал. Люди, конечно. Не совсем ясно только, какие именно: ханау еепе или ханау момоко. Потомки первых уверяют, что они. Вполне возможно, так как почти каждый при желании может постичь азы этого искусства. Вот как описывает Т.Хейердал работу бригады над заказанной им статуей: "Вдруг послышалось странное тихое пение... громче, громче... Пели где-то в нашем лагере, а вот к пению присоединился ровный глухой стук. Чем-то древним, необычным веяло от этой музыки... В слабом огне, который пробивался наружу из столовой, мы различили посреди площадки между палатками сидящих людей, которые колотили по земле затейливо орнаментированными палицами, веслами и рубилами. На голове у каждого был убор из листьев, словно венец из перьев, а две фигурки с краю были в больших бумажных масках, изображавших птицечеловека с громадными глазами и клювом. Они кланялись и кивали, остальные пели, покачивались и отбивали такт...
- Это очень старинный обряд, древняя песнь каменотесов. Они обращались к своему главному богу Атуа, просили, чтобы им сопутствовала удача в предстоящей работе".
Наутро шесть человек приступили к отвоеванию у скалы 5-метрового моаи (большего числа рабочих и не потребовалось, они бы только мешали друг другу). "Наши друзья длинноухие с самого начала ясно представляли себе ход работы, - продолжал Т.Хейердал. - У стены были сложены в ряд старые рубила, кроме того, каждый поставил возле себя наполненный водой сосуд из высушенной тыквы. Бургомистр в том же венке из папоротника бегал взад-вперед, проверяя готовность. Затем он где вытянутой рукой, где пядью сделал замеры на скале - очевидно, зная пропорции по своим деревянным фигуркам. Нанес рубилом метки - все готово... Держа рубила, словно кинжал, они по знаку бургомистра запели вчерашнюю песнь каменотесов и принялись в лад песне стучать рубилами по скале. Удивительное зрелище, уливительный спектакль... Впервые за сотни лет на Рано-Рараку снова стучали рубила. Песня смолкла, но не прекращался перестук рубил в руках шестерки длинноухих, которые возродили ремесло и приемы работы своих предков. След от каждого удара - пятнышко серой пыли, и все, но тут же следовал еще удар, еще и ещеЮ глядишь, и пошло дело. Время от времени каменотесы сбрызгивали скалу водой из тыквы. Так прошел первый день... На третий день на скале вырисовывались контуры истукана. Длинноухие сначала высекали параллельные борозды, потом принимались скалывать выступ между ними... И без конца меняли рубила, потому что острие быстро становилось круглым и тупым... Бургомистр собирал затупившиеся рубила и бил, словно дубинкой, одним по другому, так что осколки летели. Смотришь, рубило опять острое, и было это на вид так же просто, как чертежнику заточить карандаш".
Не приходится сомневаться, что и в старые добрые времена дело обстояло в точности так же, включая сюда и все тонкости ритуала, - не для приезжих же все это было за полдня изобретено, срепетировано и показано. 25 человек, побольше рубил, немного везения, год времени и бездна терпения - вот и все, что надо для изготовления моаи высотой с трехэтажный дом. Затем находят подходящий участок скалы и сотней миллионов ударов убирают все лишнее. Никаких неоъяснимых загадок. А начинаются загадки сейчас, сразу же после окончания каменотесных работ.
Как спустить многотонный монолит с высокой неприступной скалы до ее подножия? Как перетащить его на другой

стр.417

стр.418

конец острова? Как поднять на пьедестал? Как, наконец, установить на голову стоящего моаи пукао - гладкий "камешек" объемом несколько кубометров?
На сегодняшний день перебрали, кажется, все без исключения возможные и все невозможные версии. Набралась, образно говоря, целая связка ключей, призванных отомкнуть дверь, за которой лежит долгожданная разгадка. Здесь все - от скованных мерками повседневности и практицизма всевозможных транспортных приспособлений до единодушно отвергаемой фольклорной версии о том, что истуканы якобы шли сами при помощи некоей сверхъестественной силы (в Океании ее называют "мана"), и более популярного в наш просвещенный век предположения о том, что здесь не обошлось без космических пришельцев.

Люди, нечистая сила - или все же палеоастронавты?

Самые крупные из перемещавшихся моаи, как известно, достигают высоты 10-12 м, но исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу их веса. Для одной и той же статуи называют величины 10, 20, 50 и даже 80 с лишним тонн. Более строгие расчеты объемов моаи, с привлечением данных по материалам, из которых они изготовлены, показывают, что перемещавшиеся моаи весят от 2 до 40 тонн. Поэтому будем в дальнейшем считать, что ваятелям предстояло извлечь 40-тонный мегалит из тесной ниши, которая находится в 60 метрах над подножием почти отвесной скалы, а затем перенести его на трехметровый постамент на противоположном конце острова. Вот такие примерно дела творились на этом удивительном острове. И пусть никого не разочаровывает то, что самые крупные из пасхальских идолов весят не 80, а "всего" 40 тонн. Ваятели готовили в путь монстра ростом 21,8 м и массой около 350 тонн. В мире существует еще только одна цельнокаменная скульптура подобных размеров и веса (статуя Будды в Юго-Восточной Азии), но она в отличие от "королевского" моаи создана в местности, где никогда не было недостатка в рабочей силе.
"Да, не просто даже без груза влезть по канату на макушку стоящего исполина. Но еще труднее понять, как могли втащить наверх и водрузить на голову огромную "шляпу", если учесть, что она тоже каменная и при объеме до 6 куб.м. весит столько же, сколько два взрослых слона. Как поднять двух слонов на высоту 4-этажного дома, если нет подъемного крана или хотя бы сподручного бугра поблизости? ...Удивительнее всего то, что колоссы переносились по острову не в виде бесформенных глыб, не боявшихся толчков, а как законченные человеческие фигуры, тщательно обработанные и отшлифованные до блеска - от мочек ушей до лунок ногтей". (Т.Хейердал).
"Однако возможен и другой подход к этой проблеме: может быть, статуи никто не тащил из кратера Рано-Рараку через весь остров? Изваяния для аху высекались поблизости в подходящей породе?" (Ф.П.Кренделев, А.М.Кондратов).
В единичных случаях так и было. Но возле каждой из двух сотен аху нет индивидуальной каменоломни с серо-желтым туфом. Этот материал, из которого сделаны практически все изваяния на побережье, есть толькона Рано-Рараку и еще в двух-трех местах. А если вспомнить про статуи, которые высекали в тесных "гротах" отвесной скалы, то трудно будет согласиться с предположением о том, что статуи никуда не передвигались и должны были быть воздвигнуты на том месте, где родились.
"Некоторые авторы, например, утверждают, что при перетаскивании разбрасывали по дороге батат и ямс! Попробуйте-ка представить себе это невероятное пюре протяженностью в несколько километров!.. Другие говорят, что под статуи подкладывали деревянные катки.
Третьи говорили о салазках.
Да, конечно, веревку в то время знали, и нам известна ее текстура. Она была достаточно прочной, ну а во всем остальном это просто невероятное предположение... Совершенно естественно, что логика ищет доказательств, но самое удивительное - это категорический ответ рапануйцев: статуи передвигались с помощью маны. Странно, но ответ всегда один и тот же... А что, если в определенную эпоху люди умели электромагнитные силы или силы антигравитации? Это предположение безумно, но все-таки менее глупо, чем история с давленым бататом... Парапсихология будет, вероятно, поколеблена на этом острове с таким таинственным магнетизмом... Мне приходит на ум и другое утверждение одного из

стр.419

островитян. Он говорил, что "статуи двигались стоя, делая полуобороты на своем круглом основании". Как будто здесь применяли какой-то электромагнитный механизм с ограниченным полем". (Ф.Мазьер)
Бытует и гипотеза Э.Дэникена о том, что статуи острова являются доказательством пребывания на Земле представителей инопланетной цивилизации.
"Сотни огромных фигур и сегодня вызывающе смотрят на путешественников с 10- или 20-метровой высоты. Вес их достигает 50 тонн. Они похожи на роботов, которые как бы того и ждут, чтобы начать действовать. Когда-то эти колоссы имели шапки, но и они не помогли разгадать загадку этих статуй. Одна из таких шапок - каменная глыба весом в 10 тонн - валялась не в том месте, где была статуя". Справедливости ради надо, правда, отметить, что не сотни фигур смотрят сейчас на путешественников, и не с 10- и 20-метровой высоты, а их вес немного меньше 50 тонн. Но все остальное верно. Далее Э.Дэникен приходит к вполне логичному выводу: "Кто же высекал эти статуи из скал, обрабатывал и транспортировал их на нынешние площадки? Как из полировали и устанавливали? И как же можно было подать шляпу-камень, которая высекалась в другой каменоломне? Двух тысяч местных жителей не могло бы хватить для этой работы, если бы даже они работали день и ночь. Местные жители не могли бы создать эти статуи".
Нельзя не согласиться с отзывами ученых на книги и на фильм "Воспоминания о будущем" Э.Дэникена. В безапеляционности суждений и в не менее удручающем невежестве ему действительно не откажешь, но не выплескивают ли критики вместе с водой и ребенка? Если пойти дальше приводимых ими общих слов и внимательнее рассмотреть имеющиеся конкретные рациональные объяснения способов перемещения изваяний острова Пасхи, выясняется совершенно неожиданная вещь: аргументированность "инженерных" гипотез ничуть не больше аргументированности "телекинетической" и "внеземной" версий. Десятки существующих на сегодняшний день предположений, в которых фигурируют всевозможнейшие приспособления (рычаги, салазки, рамы, катки и т.д. и т.п.), не в состоянии дать сколько-нибудь удовлетворительное объяснение тому, как моаи передвигались по острову. Общий недостаток большинства предположений в том, что они либо неработоспособны (законы механики попросту не позволяют осуществить необходимое перемещение), либо малоприемлемы (требуют поистине чудовищных для немногочисленного населения острова затрат явно нелепого труда), либо заведомо не обеспечивают сохранности статуй. Только один-единственный метод, экспериментально провепенный и описанный Т.Хейердалом (использование рычага и опорной насыпи) (рис.1), безусловно, работоспособен и удовлетворяет всем основным условиям, которым должны удовлетворять технические приемы древних:
1) соответствовать уровню техники и материальных возможностей применявших его людей;
2) естественно вытекать из образа мышления и повседневного житейского опыта;
3) быть предельно простым и изящным, как и все истинно талантливое.
Но метод, описанный Т.Хейердалом, объясняет только третью часть проблемы - подъем лежащего изваяния и установку его на аху, а также различные кантовочные операции. Что же касается транспортировки статуй, то здесь с сожалением приходится констатировать, что вопрос до сих пор остается открытым. Даже с помощью сегодняшних машин очень не просто сделать то, что островитяне ухитрились осуществить, используя минимальные технические средства. Но ведь имел место еще и головокружительный спуск со скал. Современные инженерные представления пока не смогли дать ответ и на эту древнюю загадку. Историки обычно обходят ее молчанием, а обхяснить пытаются лишь с помощью одного туманного предположения о спуске мегалитов посредством неких воротов или кабестанов, от которых остались-де только несколько высверленных на гребне кратера "стаканов" (имеются в виду не очень глубокие отверстия диаметром около метра рядом с каменоломнями).
Как здесь не вспомнить легенды острова, в которых есть смутные упоминания о "мане", магической силе, которой обладали не только вожди и пресловутая старуха с омаром, но и рядовые островитяне. Магических сил одного человека, конечно, было недостаточно для приведения в движение сорокатонного камня. Но собравшиеся вместе и объединившие свои силы островитяне совершали невероятное: статуя "ожива-

стр.420

ла" и начинала перемещаться самостоятельно...

"...Отделив спину, начинали головоломный спуск по склону к подножию вулкана. Иной раз многотонных колоссов спускали по отвесным обрывам, через полки, на которых тоже шла работа над идолами. Немало истуканов побилось, но подаляющее большинство спустили целехонькими..." (Т.Хейердал).
"На склонах вулкана можно встретить и не такое. Например, статуи эти спускались над десятками других, не оставляя на них следов. А ведь статуи в 10 или 20 тонн представляют здесь определенную проблему, не так ли?" (Ф.Мазьер).
И так далее, и так далее. Но хватит цитат, масштабы и, без преувеличения, грандиозность задачи достаточно ясны. Представьте на минуту, что вам практически голыми руками предстоит спустить с карниза одного из верхних этпжей высотного здания, что на Смоленской площади в Москве, каменную глыбу, вес которой превышает вес среднего танка, а затем перетащить к кольцевой автомобильной дороге. Ладно, худо-бедно половина населения острова могла впрячься в веревочные постромки и, проклиная свою техническую отсталость, потащить глыбу волоком. Но как быть со спуском? Может быть, островитяне и в самом деле научились использовать какие-то аномальные природные явления, которые в силу своей редкости настолько мало изучены современной наукой, что кажутся нам невозможными и даже еретическими? Или же изваяния острова Пасхи перемещали не люди, а гостившие на их маленькой, затерянной в безбрежном океане земле существа, технически несоизмеримо более могущественные, чем горстка людей каменного века? Так какой же из этих оставшихся двух ключей подойдет к древней загадке? Неизвестные физические свойства, присущие этому острову? Или все же палеоастронавты?
Или дело остоит намного проще, и дверь, за которой лежит разгадка, даже не заперта, просто она открывается в другую сторону?
Не могут не существовать какие-то предельно простые и естественные способы обращения с этими мегалитами, иначе действительно придется предположить, что наша маленькая, затерянная в безбрежии пространств Земля еще в 3-м тысячелетии подверглась прямо-таки нашествию пришельцев из космосв. Это они, помимо всего прочего, соорудили египетские пирамиды, Стоунхендж, Ворота Солнца, Баальбекскую террасу и шесть веков подряд таскали с места на место истуканов острова Пасхи.
Загадка перемещения статуй по существу - самая простая их всез загадок острова. Здесь в нашем распоряжении имеются и место действия, и сами объекты транспортировки, и, наконец, общеизвестные законы механики.

О канатах и бревнах

В одном месте своего судового журнала Роггевен с похвалой отзывается о крепких веревках, коими туземцы крепили каркасы и стены своих жилищ. И тут же он недоумевает по поводу тоно, как островитяне могли перетаскивать своих идолов, если у них не было ни толстых бревен, ни достаточно толстых канатов. Последнее замечание, которое почему-то считают неоспоримым доказательством отсутствия на острове Пасхи деревьев, - свидетельство того, что господин адмирал даже не догадывался об изготовлении канатов любой толщины из отдельных прядей не очень прочных волокон. Современные пасхальцы считают само собой разумеющимся, что их предки изготавливали тросы из крепкого луба дерева хау-хау, они даже предлагали норвежцам сплести для примера канат толщиной с корабельный. Одно дерево вполне могло дать луба на десяток метров каната толщиной с руку. А надо заметить, что изготовленный также из растительных волокон пеньковый канат такой толщины выдерживает нагрузку в полтора десятка тонн.
Не прав Роггевен и в отношении бревен: его же спутник сержант К.Беренс в 11-й главе книги "Испытанный южанин" мельком отмечает, что "...вся страна обработана, а вдали даже видны были леса". И современные исследования донных отложений из кратерных озер позволяют утверждать, что до первых поселенцев остров был сплошь покрыт разнообразной растительностью. Появление поселенцев и их экологическая неразумность приводят к почти полному исчезновению эндемичных растений, а остров становится таким, каким мы видим его сегодня. Хотя к концу шестисотлетней эпохи ваяния статуй на острове остались лишь жалкие остатки былых лесов, ваятелей это почему-то нисколько не

стр.421

заботило: они продолжали высекать все большее число все больших по габаритам моаи. Если канаты для их транспортировки можно было хранить десятилетиями в сухих пещерах, использовать по мере надобности и время от времени ремонтировать (как поступают, например, с рваным свитером: его распускают и связывают заново), то как быть с деревом, с единственным материалом, из которого только и можно сделать рычаги, рамы, полозья и т.п. и которого должно было требоваться огромное количество? Ведь все эти опорные приспособления должны были быстро изнашиваться, а путь предстоял неблизкий и статуй было многие десятки. Странная получается картина: дерева почти не имелось, но оно для моаи и не требовалось.
Но веревки и канаты не хуже пеньковых на острове были.

Спуск

Пока ваяли первые небольшие статуи из материала нижнего продуктивного горизонта, проблем не возникало. Угол естественного откоса делювиальной осыпи близок к углу трения лежащего на ней каменного блока, поэтому спуск моаи до равнины требовал небольших усилий. Но те статуи, которые высекались выше по обрыву, необходимо сначала как-то спустить на делювий. Опора снизу исключается - высоко, к тому же склон под статуей представляет собой действующую каменоломню. Остается единственный способ - опора на спущенные сверху канаты. Далее стоящая перед выятелями задача диктует настолько однозначные способы ее решения, что можно без труда восстановить не только сами приемы, но и их постепенную эволюцию.
Перекинутый через гребень кратера и нагруженный десятками тонн канат в руках удержать не удастся. Механические устройства вроде кабестана, следы которого усматривают в совершенно неподходящем для этого месте, не только вряд ли возможны, но и совершенно не нужны с технической точки зрения. Вряд ли возможны потому, что островитянам не были известны ни колесо, ни гончарный круг, а не нужны потому, что при спуске с горы не требуется механизмов для увеличения мускульной силы и изменения направления ее действия, необходимо всего лишь погасить чрезмерную даровую силу (силу веса монолита), действующую на канат, имея возможность понемногу его подтравливать. Существует только одно приспособление, способное оказать такую услугу, столь же простое и естественно вытекающее из житейского опыта и столь же древнее, как и обыкновенный веревочный узел, - это кнехт. Кнехтом может быть любое дерево или свая - словом, любой хорошо закрепленный уступ, вокруг которого можно обмотать веревку. На свободный конец веревки будет действовать уже очень небольшая сила, все остальное за счет трения о кнехт передастся на опору, на которой он закреплен. И такие кнехты есть у каменоломен Рано-Рараку. Все исследователи их видели, трогали руками и даже отмечали, что они установлены явно по какому-то заранее намеченному плану, но никто так и не заметил, что это в первую очередь технические устройства - речь идет о самих статуях, стоящих в земле. Изваяния в кратере - это, если смотреть сугубо рационально, кнехты, которые принимали на себя вес монолита. Заглубленная всего на полтора метра статуя может вполне соперничать по удерживающей силе со становым якорем крупного морского судна. Если обмотать оба удерживающих статую каната вокруг двух или нескольких кнехтов и взять в руки их свободные концы, то всего два или даже один человек будет в состоянии спустить свободно подвешенную статую любого веса с любого отвесного обрыва. Но скалы на Рано-Рараку не отвесны, это намного усложняет задачу. Необходима сила, отклоняющая груз от скалы, иначе монолит будет ползти по склону, разрушая высекаемые статуи, и вскоре просто застрянет на каком-нибудь уступе. Приложить эту силу к монолиту можно только с помощью оттяжек. Самые ранние, небольшие статуи, которые высекались из камня самого нижнего продуктивного горизонта оттягивались примитивно, вручную (рис.2). Но по мере того как статуи становились больше по размерам и спускать их приходилось со все более высоких точек, людей для этого требовалось все больше и больше. Например, усилие на оттяжках для 40-тонного моаи, спускаемого с 60-метровой высоты, достигает 49 тонн. Трудно себе представить, чтобы островитяне настолько себя утруждали: существует замечательное правило "никлгда не делай сегодня то, чего можно никогда не делать", и нет никаких оснований полагать, что оно не было в ходу среди древних пасхальцев. Тем более что у них было на кого переложить

стр.422

все хлопоты - на своих каменных истуканов. Если закрепить на статуях в кратере и на статуях, уже спущенных на делювиальную осыпь (здесь их даже не надо высекать специально, достаточно возложить временную тягловую повинность на моаи, дожидающихся своей очереди отправки к аху), пару канатов достаточного суммарного сечения, то получим своеобразную канатную дорогу, по которой статуя, сдерживаемая первой парой канатов, плавно спустится на осыпь. Мускульные усилия 500 островитян необходимы только на время постановки статуи на направляющие, за дальнейшим процессом спуска они могут наблюдать уже как зрители (рис.3).
А можно поступить еще проще - расположить монолит не на направляющих этой дороги, а под ними. Кроме того, моаи у подножия вулкана не всегда расположены достаточно близко друг к другу, чтобы обеспечить необходимое для той иной конкретной статуи расстояние между канатными направляющими. Напрашиваются две суживающие канатные стяжки: одна у нижних кнехтов, другая - над статуей на склоне (рис.4). Вот так, постепенно, следуя элементарному здравому смыслу и практическим потребностям островитян, неизбежно приходим к тому же техническому решению, к которому столь же неизбежно должны были прийти и пришли древние строители. Стоит только перепустить управляющие канаты над верхней стяжкой, соединить петлями корпус статуи с заранее закрепленными на кнехтах направляющими (а их легко могут навесить 10-15 человек) и выбить из-под статуи последовательно несколько камней или некоторый объем щебня, т.е. удалить временную опору, как изваяние, ставшее маятником с подвесом в точке "О", сойдет со своего временного ложа и повиснет частично на управляющих канатах, а частично на направляющих. Дальнейший спуск никаких трудностей не составляет, надо только не забывать подтравливать направляющие канаты, с тем чтобы статуя не отдалялась далеко от скалы. Последнее правило подсказывает печальный опыт - канаты под далеко уведенной от матери-горы статуей почему-то всегда рвутся. Минимальное число занятых на спуске 40-тонной (равно как и любой другой) статуи не 500 человек, как раньше, а полтора десятка, причем только 4 человека осуществляют часа за два непосредственно спуск многотонной махины, все прочие заняты только подготовительными работами. Моаи можно легко зафиксировать хоть на месяц в любой удобной точке траектории - например, на высоте человеческого роста, с тем чтобы стесать оставшийся на спине каменный "киль". Теперь уже ничто не мешает спустить изваяние на гладкой спине вниз по склону до места установки в яму либо посреди склона, либо у его подножия на уровне равнины.
Но как же так, как могли древние использовать свои изваяния как технические приспособления, допускало ли это их мировоззрение? А если допускало, то почему они не изготавливали просто столбы или сваи, их и вытесать проще и вкопать можно надежнее?
Идеологические представления древнейших обществ во многом сильно отличались от того, что мы считаем естественным и единственно возможным. Первобытный человек не отделял себя непреодолимой стеной от мира сверхъестественных сил, с которыми он имел дело в повседневной жизни, причем контакт этот рассматривался не столько с этической, сколько с прагматической точки зрения. Сверхъестественную силу следовало задобрить (взяткой в виде жертвоприношения), припугнуть (знанием сильнодействующих магических средств), улестить или как-нибудь обвести вокруг пальца. Идея самоуничижения человека перед могуществом высших сил появилась много позже - у христиан, папромер. А о чрезмерном почтении к живым и тем более неживым воплощениям богов и говорить не приходится. Достаточно вспомнить о нильском крокодиле, которого обожествляли в одних номах и нещадно истребляли в других, об оскверненных мумиях фараонов, сохранность которых обеспечивалась отнюдь не одними только словесными запретами, или о статуях местных богов, над которыми жители соседних же деревень чинили всевозможные безобразия. Впрочем, за примером далеко и ходить не надо - на самом острове Пасхи есть моаи и их обломки, без излишней щепетильности использованные в качестве камня в кладках аху. Со всем, что было доступно его разумению древний человек справлялся сам, а с тем, что было выше его понимания, он встречался как с диким зверем - один на один, он не мог предсказать его поведение, он страшился, но всегда действовал так, как ему было нужно. Принцип действия кнехта островитяне знали, но не понимали, вряд ли им была известна формула Эйлера и, если бы

стр.423

стр.424

сказать им о том, что гораздо проще было сделать обыкновенные сваи, они бы, наверное, очень удивились. Во-первых, вытесать сваю вручную не намного легче и, главное, непривычнее, чем моаи, а во-вторых, при чем здесь какие-то бездушные и ни на что не пригодные сваи? Люди и их каменные соратники-моаи - вот кто свершил невероятное и спустил на могучих плечах своих многотонные изваяния к подножию вулкана. И это, надо признать, очень успешно у них получилось. Обремененные знаниями потомки из века электричества и кибернетики до сих пор ничего понять не могут.
Стоящие у подножия Рано-Рараку 28 моаи наклонены потому, что они воспринимали нагрузки больше допускаемых прочностью груниа. Наклонены моаи-кнехты и внутри кратера, причем и те и другие накренились спинами друг к другу, т.е. как раз в паправлении нагрузок от связывающих кнехты канатов. И редчайшие моаи, наклоненные лицом вниз, - жто как раз те исключения, которые подтверждают правило: их перегрузили с других направлений, им явно не повезло при распределении чрезмерных нагрузок на несколько кнехтов. Нельзя не отметить и тот факт, что количество стоящих млаи как внутри кратера, так и у подножия вулкана одинаково: 28.
Считают, что стоящие моаи были засыпаны оползнями. Но были ли они? Почему подвижка и подъем уровня грунта произошли именно в период с 1680 по 1722 гг., а потом все вдруг раз и навсегда стабилизировалось, хотя и по сегодняшний день у подножия вулкана возвышаются холмы из щебня и отработанных рубил? Почему стоявшие в открытых ямах моаи не повалили во время междоусобиц? Почему, наконец, лежащие статуи, брошенные и на склоне, и у самого основания делювиальной осыпи, не засыпаны теми же оползнями?
Но если вспомнить про "свайный эффект", то все разом становится на свое место. Дело в том, что остров постоянно испытывает микроколебания почвы и любой массивный объект, который стоит в открытой яме, постепенно "тонет". Например, один из раскопанных норвежской экспедицией (1955-1956 гг.) моаи к началу 70-х годов погрузился в грунт дюймов на тридцать. Местные жители хорошо об этом знают и всегда стараются засыпать раскопанные статуи так, чтобы их погруженная часть хорошо сцеплялась с окружающим грунтом. Перегруженные или наиболее часто и давно используемые статуи расшатывались, т.е. с точки зрения физики оказывались как бы в незакопанной яме. Эту "болезнь" устранять долго и трудно, а еще труднее вовремя заметить - не удивительно что многие моаи "затонули", иногда почти полностью.
Стоящие по сей день у Рано-Рараку изваяния - это не только древние скульптурные изображения, не только известные всему свету стражи вулкана, по праву ставшие выразительным образом древней загадки, это еще и великолепные технические устройства, до сих пор готовые к действию. При желании их можно устаговить на аху, го они (а тем более моаи в кратере) явно для этого не предназначались. К побережью направлялись другие, те, которых спускали к равнине, но бросили на склоне.

Путь по равнине

Для осуществления горизонтального перемещения какого-либо груза необходимо сначала позаботиться об уменьшении того сопротивления, которое оказывает на движущийся объект неподвижная опора, а затем приложить к нему силу, направленную в сторону движения. Конкретных приемов транспортировки бесконечно много, однако все они в конечном счете сводятся всего к нескольким основным принципам. Груз можно, например, оторвать от бренной земли какой-нибудь внешней силой и этим свести сопротивление к минимуму. Такой силой может быть усилие на гаке подъемного крана, подъемная сила на самолетном крыле, воздушная подушка, реактивная тяга, электромагнитная подвеска и т.д. и т.п., т.е. все эти способы подразумевают обязательное наличие мощного двигателя. В распоряжении же островитян был только один "двигатель" - их собственная мускульная сила, поэтому они могли воспользоваться не "динамическими", а лишь каким-нибудь из "статических" принципов. Сопротивление движению можно уменьшить применением опор качения, опор скольжения, неустойчивых опор или использованием в качестве "опоры" архимедовой силы. Последнее, т.е. перевозка грузов морем, судя по всему, иногда имело место, но грузами этими могли быть в лучшем случае пукао или блоки для кладки площадок. Даже если бы на острове были плавучие средства грузоподъ-

стр.425

емностью в десятки тонн, они бы проблему все равно не решили - ведь статуи надо как-то дотащить от каменоломни до воды.
Остаются первые три принципа, к которым, собственно, и сводится все многообразие предлагаемых обычно предположений по поводу транспортировки истуканов острова Пасхи (рис.5).
Все способы горизонтального перемещения моаи при помощи бревенчатых катков, внешней цилиндрической обшивки и т.п. (рис.5-II) придется исключить - не только оттого, что на острове во время ваяния не могло быть необходимого количества деревьев с достаточным диаметром ствола, но еще и потому, что аборигенам острова Пасхи, как и инкам, и полинезийцам, не было известно колесо как таковое.
Усилие для перемещения груза на каких-нибудь салазках или полозьях (рис.5-I) по гладкой поверхности однозначно определяется коэффициентом трения скольжения материала полозьев о материал поверхности. Для дерева, скользящего по гладкому камню, этот коэффициент равен 0.38, а для отнюдь не гладкого камня дороги, по которой статуи двигали от каменоломни к побережью, - 0.5-0.8. Любое несовершенство полозьев, равно как и непосредственный контакт неровностей на теле статуи с дорогой, приведут к тому, что груз начнет работать как плуг - сопротивление его при этом еще более резко возрастет. Трение скольжения можно уменьшить применением достаточно обильной смазки, но даже если плдбирать ее с пройденного пути и использовать заново, потери смазки будут все же очень велики. Сомнительно, чтобы на небольшом каменистом острове с далеко не безграничными пищевыми ресурсами стали бы так обращаться с вареным ямсом и плодами - ведь именно они, согласно легендам, были той смазкой, которую бросали под статуи.
Третья группа способов (рис.5-III) базируется на той или иной реализации принципа неустойчивой опоры. Здесь горизонтальное усилие, необходимое для перемещения слегка приподнимающегося и полностью отрывающегося от земли груза, равно приблизительно одной пятой его веса. В качестве приспособления для такого рода шаговой транспортировки вполне подходит известное в древней Полинезии и древней Америке приспособление их древесного ствола с развилкой или аналогичная по принципу действия А-образная опора. Но все это очень удобно только для компактных монолитов без тонкой отделки, т.е. для пукао, со статуями дело обстоит не так хорошо.
Французский исследователь Ж.-П.Симере и чехословацкий инженер П.Павел обратили внимание на то, что в преданиях речь идет всегда о перемещении моаи небольшими шажками в вертикальном положении и предложили свои версии, в которых эта деталь учитывается. Этим они осознанно или чисто интуитивно сделали очень важный шаг вперед и перешли в своем поиске на качественно новый уровень - при вертикальном положении изваяния отпадает всякая необходимость в деревянных опорных приспособлениях. Вертикально стоящее изваяние становится само себе и рычагом, и опорным устройством (рис.5-IV).

Как сделать шаг

Очень интересен в этом смысле способ Ж.-П.Симере. Перемещение здесь происходит так же, как и для тяжелой бочки на гладком полу, "поворотом" или "перекатом": если ее немного наклонить в сторону, чтобы бочка стала на ребро основания, и приложить момент, вращающий ее вокруг точки опоры (или вокруг собственной оси), то бочка перенесет центр массы вперед и в сторону (или перекатится на некоторое расстояние в том же направлении). Последовательно повторяя эту операцию каждый раз с противоположной стороны, можно добиться перемещения бочки вперед небольшими "шагами".
Но основание моаи представляет собой не круг, а прямоугольник с двумя округленными углами, и двигаться ему придется не по гладкому полу, а по не слишком ровной дороге, иногда - и просто по неподготовленной равнине. Перемещение "перекатом" - это по сути дела переход к качению моаи, колесом здесь служит не бревенчатый каток, а скругленная кромка основания. Несомненно, этот способ мог быть эмпирически найден на ранних стадиях ваяния и мог применяться для перемещения небольших 5-10-тонных моаи, но для 40-тонного изваяния он вырождается в изнурительное мероприятие с негарантированным результатом, требующее как минимум участия 350 человек. Если же 40-тонный моаи во второй вариации метода Симере наклонят в сторону, а затем начнут разворачивать, ребро основания превра-

стр.426

стр.427

стр.428

тится в лемех плуга со всеми вытекающими из этого последствиями. Число рабочих здесь многократно возрастает и вообще не поддается точному определению, все будет зависеть от прочности верхнего слоя дороги, который они сумеют содрать или выворотить.
П.Павел в своей версии исходил из того, что основание моаи представляет собой полусферическую поверхность, усеченную горизонтальной плоскостью. В строго вертикальном положении моаи устойчиво стоит на плоской части основания, но после навренения он становится в чем-то похожим на яйцо, положенное на стол, и его можно повернуть на небольшой угол. Момент сил трения в точке опоры будет невелик, поэтому изваяние потребует очень небольших усилий для приведения его в движение, что блестяще и подтвердилось в ходе археологического эксперимента, проведенного в 1982 г. в г.Страконице. К вящему удовольствию многочисленных зрителей, всего 17 человек заставили "зашагать" 10-тонную бетонную модель моаи высотой 5 метров по ровной бетонной площадке. Но основания у всех настоящих моаи делались плоскими. Некоторая выпуклость оснований у стоявших на аху моаи - результат абразивного износа опорной поверхности при движении. Можно, конечно, легко усовершенствовать способ П.Павела - бросать каждый раз под приподнятое плоское основание щебень твердостью не выше твердости дороги - если сделать это удачно, щебень будет играть бу же роль, что и шарики в подшипнике. Но и это не избавляет гипотезу от существующего недостатка - недопустимо низкой проходимости: в любом случае статуя, даже с явно выраженным яйцевидным основанием, после схода с ровной твердой дороги моментально завязнет в обычном грунте. А древние пасхальские дороги, строго говоря, не такие уж и ровные и вплотную к аху они обычно не подходят.
Единственно разумный путь уменьшения площади основания, соприкасающегося с дорогой, - это вращение параллелепипеда, за который можно условно принять стоящий моаи, не на ребре, а на верштне. Этот путь сразу же приводит к неожиданному результату: если накренить наш 40-тонный моаи набок, а затем потянуть назад, то словно оживший антропоморфный великан высотой с трехэтажный дом, как бы перебарывая тщетные усилия копошащихся у его подножия лилипутов, самостоятельно шагнет вперед. Секрет этого фокуса, оказывавшего на воображение непосредственных его исполнителей, несомненно, сильнейшее воздействие, на диво прост (рис.6). При изменении площади опоры накрененного моаи - опорой в момент движения становится вершина параллелепипеда - с изваянием внезапно произойдет то же, что и с человеком, которого сбили с ног подсечкой. Возникает опрокидывающий момент, а лишенный равновесия моаи, совершая вращение вокруг оси, падает под действием суммы моментов до тех пор, пока его приподнятое основание не коснется дороги. Шаг сделан. Повторяя эту операцию, 154 рабочих могут заставить 40-тонный моаи "зашагать" со скоростью до 250 метров в день, т.е. самый длинный путь в 15 км будет пройден менее чем за два месяца. При желании для уменьшения числа рабочих можно использовать А-образные опоры в качестве механических усилителей, т.е. как вертикально поставленные рычаги. И ямс тоже понадобится - на всякий случай, чтобы бросать его под моаи на чрезмерно мягком грунте или на тех участках пути, где площадь опоры в момент движения оказывается нежелательно большой.
Обращает на себя внимание то, насколько точно совместился этот реконструированный способ передвижения по равнине с той фольклорной версией, которую вот уже пости двести лет приводят островитяне и которой, скептически улыбаясь, единодушно не верят европейцы. Даже в наше время потомки древних пасхальцев на вопрос о том, как все же их предки перетаскивали моаи до побережья, дают четкий и всегда одинаковый ответ: "Они шагали сами, их двигала мана". Хотя рациональное зерно в памяти потомков уже утрачено, они абсолютно правы во всех смысловых моментах своих утверждений: во-первых, изваяния перемещались вертикально, во-вторых, они шагали (обычно переводят "шли"), но для островитян, не знавших колеса, понятие "перемещаться по земле" должно тождественно совпадать с понятием "шагать", "идти пешком", в-третьих, они шагали сами (статую не тянули в направлении движения, внешне все это выглядело как раз наоборот), а в-четвертых, как это ни странно, изваяния двигала именно "мана" - в данном конкретном случае это всего-навсего опрокидывающий момент. За другие ипостаси "маны" не ручаемся, но "ману", заставляющую шагать статуи, можно

стр.429

легко сосчитать и даже использовать в быту или строительной практике - например, для перемещения на небольшие расстояния высоких, массивных объектов самым простым способом. К слову сказать, "мана" во время ваяния статуй и в самом деле появлялась тогда, и только тогда, когда в одном месте находилось достаточно много людей: ведь для того, чтобы потянуть за пару канатов, сотне островитян действительно надо было собраться возле моаи.
В итоге получается, что горизонтальное перемещение изваяний острова Пасхи, равно как и спуск их со скалы, осуществляла в конечном счете умело используемая сила тяжести, самая могущественная из сил, которую интуитивно укротили и заставили работать на себя древние ваятели. Если способ "перекатом" Ж.-П.Симере - это использование на качественно новом уровне принципа качения, т.е. использования как бы встроенного колеса, а способ П.Павела - использование встроенной опоры скольжения, то способ "поворот на вершине основания" - это использование принципа неустойчивой опоры, где такой опорой опять-таки является само тело изваяния. Круг замкнулся - это был третий и последний из допускаемых условиями нашей задачи способов движения. Интересно, что человек перемещается по этому же принципу: ходьба - это последовательность чередующихся устойчивых и неустойчивых положений тела. Правда, у человека есть ноги, а у моаи их нет, но это несущественное отличие ничуть не умаляет неоспоримых преимуществ такого способа перемещения изваяний: довольно большая проходимость (она определяется предельным углом устойчивости монолита), полная безопасность работы (моаи автоматически возвращается их неустойчивого положения в устойчивое, а в случае чрезмерного наклона он упадет не на людей) и великолепная маневренность (моаи можно без труда заставить разворачиваться в нужном направлении, двигаться боком и задом наперед).
Дошедшую к аху статую уже сравнительно несложно поднять (рис.7) до необходимого уровня - при этом моаи каждый раз наклоняют теми же канатами, что и при горизонтальном движении, а насыпь будет расти намного быстрее, чем при работе с рычагами. Затем моаи делает несколько шагов на аху и встает на свое законное место. Скульптор, сидящий на веревочном сиденье, открывает ему глаза, т.е. высекает их в пустых пока глазницах.
Нет ничего особо сложного, а тем более принципиально невозможного и в установке пукао на макушку моаи. Принцип подъема здесь тот же, что и при "шаговом" воздвижении изваяния на аху, только вместо постепенно растущей опорной насыпи используются спущенные с затылка статуи канаты. И опять ваятелям не понадобится не крошки дерева. Для этой работы требуется неожиданно мало людей (60 человек для рекордного 10-тонного пукао) и всего один рабочий день.

* * *

Кажущиеся невозможными результаты деятельности древних объясняются очень просто: это в равной степени относится к острову Пасхи, и к строительным приемам древних египтян (также пока до конца не изученным), и вообще к любым мегалитам древности. Не стоит валить все земные чудеса на пришельцев из космоса.
Ощущение необъяснимости при взгляде на древние камни возникает оттого, что из повседневной деятельности и соответственно из круга привычных представлений современного человека исчезли приемы обращения с большими монолитными массами строительного материала. С такими тяжестями перестали иметь дело с тех пор, как человек стал как бы "квантовать" строительный материвал, применяя большое число небольших кирпичей вместо одного блока равного веса, т.е. "квантовать" внешние нагрузки. Вся современная техника в конечном счете рассчитана на сравнительно небольшие усилия, совершаемые с большой скоростью. Древние де, работая с монолитами, т.е. с большими неделимыми нагрузками, наоборот, "квантовали" усилия и проходимые расстояния, они добивались больших усилий на небольших участках пути, расплачиваясь необходимостью перестраивать проспособления для каждого следующего шага. По этой причине во всех без исключения известных древних технических приемах с использованием мускульной силы ясно прослеживается "дискретный" принцип движения (он же должен присутствовать и в неизвестных пока приемах), лишний раз подтверждающий столь же древнюю мудрость "тише едешь - дальше будешь". Очень удобная для практики особенность применявшихся на острове Пасхи приемов работы состоит в плавности регулировки и в их почти абсолютной гибкости: они очень просто подстраиваются под любой объект и под любые условия местности, а недостаточную прочность канатов или имеющихся рычагов легко обойти применением вместе нескольких канатов или связанных в пучок тонких древесных стволов, то же относится и к кнехтам - любую чрезмерную нагрузку можно без труда распределить между несколькими, где угодно расположенными кнехтами.
Самое большое изваяние острова Пасхи длиной 21.8 м., лежащее у верхней границы делювия под Рано-Рараку, и заготовленное для него пукао объемом 18 куб.м. до сих пор не отделены от скалы. Сейчас трудно сказать, что помешало довести столь грандиозное начинание до конца. Все наводит на мысль о том, что с этим предельным воплощением гигантомании эпохи ваяния статуй, по габаритам своим соизмеримых с блоками знаменитой Баальбекской террасы, случилось то же, что и с пирогой Робинзона Крузо: вытесать-то он ее вытесал, а сдвинуть с места так и не сумел. Но это впечатление - просто дань эмоциям, как и многое на этом острове. Изваяние собирались установить на приготовленное для него место, и дело было только за исполнителями. Может статься, что эта предстоящая работа и послужила формальным поводом для выхода на поверхность давно назревавших в обществе противоречий и недовольств. Во всяком случае ничего технически невозможного в транспортировке гиганта высотой с семиэтажный дом нет. В цивилизованном мире для этого понадобилось бы одиннадцать 30-тонных кранов и три "БелАЗа" грузоподъемностью по 120 тонн и мощностью 3,9 тыс.л.с. Если бы островитяне пошли аналогичным путем, т.е. пользовались бы какими-нибудь механическими приспособлениями - редукторами с очень большими передаточными отношениями, прочной платформой на широких колесах и т.п., то у них действительно ничего бы не получилось: такое значительное увеличение груза потребовало бы от них создания практически нежизнеспособного механизма или приспособления, на проворачивание которого даже вхолостую уходила бы вся энергия работающих людей. Но приспособление (несколько веревок) и принципы, применявшиеся на острове, начисто лишены этого недостатка, здесь величина усилия, потребного для перемещения груза, всегда находится в линейной зависимости от его веса. Если статую и заготовленное для нее пукао отделить от породы и далее действовать по реконструированной технологии, то через 6-7 месяцев после начала эксперимента 1195 человек украсят берег острова огромным изваянием, увенчанным 25-тонной глыбой.
Таковы любопытные особенности и возможности совершенно незаслуженно забытых древних принципов транспортировки больших тяжестей.

Сайт создан в системе uCoz