П.Орешкин

ТАЙНА ОСТРОВА МАТА-КИТЕ-РАНГИ

«Техника-Молодежи», 1957, № 11, стр.8-11, № 12, стр.11-12


№ 11, стр.8-11

стр.8

ОСТРОВ ПАСХИ - ОСТРОВ НЕРАЗГАДАННЫХ ТАЙН ЧЬИ
ЖЕ РУКИ ВОЗВЕЛИ КАМЕННЫХ ГИГАНТОВ ЛУЧИ
ЗАХОДЯЩЕГО СОЛНЦА ВЕДУТ К РАЗГАДКЕ ТАЙНА,
ПОГРЕБЕННАЯ В ЛЕПРОЗОРИИ

«Мата-ките-ранги» - «Глаза, смотрящие в небо», или «Те-пито-техенуа» - «Пуп земли», - говорят туземцы. Первые европейцы, увидевшие остров в канун праздника, назвали его островом Пасхи. Тысячи километров океанской пустыни отделяют этот крохотный клочок земли от материка. Площадь островка всего около ста квадратных километров. Однако вот уже более столетия взоры ученых всех стран мира прикованы к этой крупице, затерянной среди океана.

КОГДА БЕЗМОЛВСТВУЮТ ИСПОЛИНЫ

В 1687 английский флибустьер Эдуард Дэвис, отправившийся на поиски Южного материка, заметил полоску земли на горизонте и дал ей примерные координаты, но не высадился там. Только в 1722 году нога европейца ступила на берег Пасхи. Всего один день провел здесь экипаж под командованием голландского капитана Роггевеена, но и этого оказалось достаточно, чтобы слава об островке пронеслась над миром. По записям Роггевеена, остров был цветущим и плодородным, а его жители имели светлую кожу, но не это столь сильно поразило европейцев. На черной гранитной скале они вдруг увидели огромное каменное изваяние. Холодным, бесстрастным взором гигант пронизывал пространство океана, улыбаясь искривленным ртом в сторону заходящего солнца саркастически и надменно. Он словно бросал вызов всему миру и этим маленьким пришельцам, стоящим у подножия скалы, как бы согнувшейся под его чудовищной тяжестью. Голландцев не пустили подойти вплотную к изваянию. Все же они успели заметить, что это изваяние было не единственным. Еще около десятка гигантов, таких же безмолвных и зловещих, стояло на соседних холмах.
Неблагоприятный западный ветер заставил европейцев сняться с якоря.
Прошло более пятидесяти лет, прежде чем они вновь появились у берега острова Пасхи. Целые полстолетия остров находился в неизвестности. Быть может, за это время к нему и приставал какой-нибудь пиратский фрегат, но сведений об этом не сохранилось.

НЕВЕДОМАЯ КАТАСТРОФА

В марте 1774 года вблизи острова показался корабль под командованием английского капитана Джемса Кука. Исследователи высадились на побережье. Зная описание Роггевеена, они ожидали увидеть цветущий остров, покрытый густыми лесами, но вокруг простирались лишь угрюмые базальтовые скалы да чахлая растительность кое-где пробивалась в расщелинах. Остров как бы подменили. Сомнения моряков рассеялись, когда исследователь Форстер, входивший в состав экспедиции, обнаружил легендарные изваяния. Однако на этот раз никто не преградил дорогу дерзким чужеземцам, посмевшим прикоснуться к святыне. Безмолвные статуи рухнули со своих пьедесталов, а те, что еще стояли, были обречены. Островитяне равнодушно проходили мимо, даже не замечая их.
- А разве у вас не бывает аху (идолов)? - спросил у Кука сопровождавший его туземец и с безразличием ковырнул носком упавший обломок.
Но всего лишь пятьдесят лет назад, как явствовало из описания Роггевеена, островитяне не смели даже приближаться к изваяниям под страхом смерти. Что же явилось причиной столь разительной перемены, происшедшей на острове? Форстер предположил, что за этот промежуток остров претерпел какую-то крупную катастрофу, которая смела с лица земли его цветущую культуру. Это, казалось, убедительным и странным образом перекликалось с легендой, рассказанной Куку туземцами.
Однажды ночью в хижину жителя соседнего племени кто-то тихо постучал. Открыв дверь, хозяин увидел дряхлого, изможденного старика. Он еле держался на ногах и, будучи лишен дара речи, жестами попросил накормить его куриными головами.
- Мало того, что ты беспокоишь меня ночью, так еще и требуешь отборное кушанье! - закричал хозяин и вытолкал старика за порог.
Ночь подходила к концу. Внезапно весь поселок был разбужен страшным грохотом, доносившимся со склона горы. Выскочив из хижины, жители увидели, как в неистовстве топал ногами по базальтовой террасе старик, как она содрогалась от ударов и гиганты рушились со своих пьедесталов. К утру многие «аху» были повержены на землю.
При Куке некоторые туземцы еще помнили собственные имена отдельных, наиболее выдающихся изваяний: «Тамо-аи», «Мора-Геина», «Умо-Риво», но к рассказу о таинственном старике ничего вразумительного добаить не могли.
- Таата маитаи венуа ино! - сказал Куку сопровождавший его островитянин. - Люжи добры - земля плоха!
Убедительного объяснения столь разительной перемены, происшедшей на острове за эти полстоления, наука до

стр.9

сих пор не имеет. Трудно предположить, что капитан Роггевеен сообщал в своих записках заведомо ложные сведения.
Бродя по берегу, Форстер обнаружил, что туземцы плавают на пирогах, сделанных из стволов бананового дерева, массивных и хорошо сохранившихся. А банановое дерево, за исключением жалких побегов, вообще не росло на острове. Оставалось предположить, что стволы за тысячи километров принес океан.
9 апреля 1786 нода остров навестил капитан Лаперуз. Он составил подробный отчет о природе и жителях Пасхи. Островитяне, по наблюдениям Лаперуза, выглядели зажиточнее, а количество населения, составлявшее, по данным Кука, примерно 900 человек, к этому времени возросло.
Однако после посещения Кука и Лаперуза окончилась мирная эпоха существования островка. В 1805 году к острову пристала пиратская шхуна, сбывавшая меха на китайских рынках. От длительной голодовки уменьшилась значительная часть ее команды, и капитан решил пополнить состав, захватив силой часть туземцев. Жители острова, до этого дружелюбно смотревшие на европейцев, оказали отчаянное сопротивление, и шхуна была вынуждена убраться восвояси.
С этого времени каждые десять-пятнадцать лет к острову приставал какой-нибудь европейский корабль. Это приводило зачастую к кровопролитиям и кончалось большей частью трагически для жителей, располагавших лишь копьями и дротиками против огнестрельного оружия. К тому же европейцы занесли на остров неведомые дотоле болезни. В 1862 году перуанские пираты совершили очередной набег на остров и увезли множество туземцев в рабство. Спустя некоторое время остров захватило Чили.

НОВОЕ ОТКРЫТИЕ - НОВАЯ ЗАГАДКА

В девяностых годах остров начинает привлекать внимание ученых. В 1914 году сюда прибывает англичанка Кэтрин Раутледж, проделавшая огромную работу по изучению острова Пасхи. Раутледж, руководствуясь документами предыдущих исследователей и рассказами туземцев, спустилась в кратер потухшего вулкана Рано Рараку, где сразу же приблизилась к разгадке, намного опередив своих предшественников. Именно здесь оказалось то место, где неведомые творцы создавали гигантские изваяния. Это была зона каменоломен, тянувшихся вдоль крутых, а местами - отвесных стен кратера. «Тени древних ваятелей еще владеют страной», - писала Раутледж в своем дневнике. Угрюмые серые гиганты застыли безмолвной шеренгой вдоль склонов кратера, многие почти законченные, а некоторые едва намеченные в каменной твердыне. В отдельных местах исполины вырубались непосредственно в отвесной стене. С этой целью в ней предварительно делались боковые галереи для подхода с тыльной стороны. Идол Ке-Тето-Ана был самым огромным среди своих собратьев, стоявших в кратере. Его высота достигала 23 м, и при создании его скульпторы были вынуждены раздробить целую скалу! Объем этой работы казался бы невероятным даже при наличии у создателей современных механизмов и инструментов. Но орудия обработки валялись тут же, у подножия стены, - кайла с обсидиановыми наконечниками и просто куски вулканического стекла, лишенные даже самой примитивной оправы. Трудно себе представить, какую гигантскую, поистине фантастическую работу проделали люди, о которых ученые не знают почти ничего.
Вековая пыль лежала на всех предметах чудовищной мастерской, но исследовательнице сразу же бросилось в глаза одно обстоятельство: работы здесь прекратились внезапно... Об этом говорили и беспорядочно

стр.10


разбросанные инструменты обработки, и неоконченные изваяния, и, наконец, идол, лежащий на истлевших катках, видимо готовый к отправке, хотя до сегодняшнего дня остается загадкой способ передвижения, которым пользовались неведомые строители. Стены кратера очень круты, а местами отвесны. Каким образом готовые изваяния поднимали из кратера и транспортировали по острову?
Вес отдельных статуй достигает пятидесяти тонн! На острове был сорокатонный исполин, стоящий на пятнадцатиметровой скале (по всей вероятности, тот, которого видел Роггевеен). Относительно его установки ученые строят разные догадки. Ведь для погрузки на корабль самого «миниатюрного» идола понадобилось около месяца людям XX века, располагавшим паровыми лебедками и специальными блоками, причем идол находился у самого берега.
Что же заставило строителей так внезапно прекратить работы в мастерской? Быть может, извержение вулкана, поскольку мастерская находится непосредственно в его кратере? Но мастерская прекрасно сохранилась. Какое-то другое значительное событие явилось причиной столь внезапного ухода. Быть может, иного рода стихийное бедствие или война, отголоски которой еще живы в преданиях островитян, явилась тому причиной. Не случайно легенда о гибели строителей в кратере вулкана Рано Рараку совпадает с рассказом о поверженных изваяниях.
Всеми делами в кратере ведала, по преданию, старуха, обладающая волшебной силой «мана». С помощью «мана» она без посторонней помощи передвигала громадные изваяния, к тому же, будучи чудесной поварихой, старуха готовила еду для всех работников в кратере. В один из дней проголодавшиеся работники наловили в море необычайно нежных трепангов, принесли их в мастерскую и съели, не дождавшись старухи.
Вернувшись и заметив остатки трапезы, колдунья в гневе применила свою волшебную «мана» и убила всех строителей, а когда опомнилась, сама бросилась в море со скалы. Эти легенды, переплетенные с рассказами моряков, родили в Европе слух о гибели острова Пасхи.

НЕРАЗГАДАННЫЕ СИМВОЛЫ

Некоторые изваяния острова не стоят на пьедесталах, а врыты в землю: концы их заострены, как кол. Раутледж догадалась разрыть основание одного из них и обнаружила на спине идола, ниже уровня земли, замысловатый узор, скорее напоминающий символический знак. Точно такой же знак имеется у многих идолов острова. Имеет его и идол, вывезенный в Европу. Но интересно, что в Лондонском музее на них никто не обращал внимания, рассматривая идола спереди. Туземцы, к которым обращалась исследовательница, не могли объяснить его смысл, как, впрочем, они не могли ничего сказать и о происхождении деревянных статуэток, изображавших таинственное существо с головой старика и странной формой грудной клетки, напоминающей птичью. Они вырезались из дерева многими поколениями туземцев, неизменно сохраняя сходство с причудливым древним образцом. На скалах и стенах пещер Раутледж часто встречала изображение поразительного существа с изогнутым хищным клювом и человекообразным телом, державшего в лапах какой-то предмет.
- Это чайка держит яйцо, - говорили островитяне. Но мало походила на чайку надломленная, поникшая фигура...
Головы многих идолов были увенчаны тюрбанами. Раутледж и другие исследователи часто задавали себе вопрос: «Почему творцы изваяний изготовляли вначале идола, а потом лишь на голову статуи надевали многотонный массивный тюрбан, поднимая его на высоту до десяти метров, когда, конечно, легче было сделать на месте идола с тюрбаном?»

ДОРОГИ, ВЕДУЩИЕ НИКУДА

Местоположение «аху» на острове также не было объяснено, пока случайное стечение обстоятельств не пришло на помощь исследователям. Один из членов экспедиции Раутледж рассматривал остров однажды вечером со склона Рано Рараку. Заходящее солнце на какое-то мгновение скользнуло по его поверхности, и то, что было стерто временем, вновь ожило, проявленное резким сочетанием светотени. В этот момент ясно обозначились три дороги, расходящиеся веером от кратера к океану. Десятки изваяний стояли вдоль них, образуя своеобразные коридоры. Все они были повернуты спиной к кратеру, причем дороги обрывались у побережья, а идолы смотрели прямо в океан, словно стремились разглядеть их продолжение в его глубинах.
Дороги, ведущие никуда, - еще одна загадка острова Пасхи.

«КОХАУ РОНГО-РОНГО»

В середине прошлого столения Ватикан являлся могучей организацией, раскинувшей свои щупальца по всему миру. Фанатично преданные своему делу, монахи проникали в самые отдаленные уголки земли. Таким фанатиком был и Эжен Эйро, прибывший на остров в 1864 году по заданию Ватикана. Миссионер заметил, что предметом поклонения туземцев служили куски дерева с письменами, достигавшие порой двухметровой длины. Островитяне бережно относились к ним, храня как амулеты.
- Сожги то, чему поклонялся, - приказал монах, и десятки бесценных таблиц запылали на кострах.
В 1864-1868 годах были уничтожены почти все куски «говорящего дерева», или «кохау ронго-ронго», как его называли жители. Лишь значительно позже, когда на острове Таити другой миссионер, Тепано Жоссан, обнаружил у переселенцев с о.Пасхи эти дощечки, стало ясно, какое преступление совершил его предшественник. Уже при первом взгляде на полуистертые временем куски дерева было очевидно, что это уникальный образец древних письмен Пасхи. В прямую противоположность своему собрату он проявил огромный интерес к собиранию «кохау ронго-ронго». «Кохау» были испещрены ровными рядами мелких тщательно выведенных значков. Но являлись ли они письменами? Быть может, это был лишь красивый орнамент, служивший украшением священному амулету?

НЕУДАВШАЯСЯ ПОПЫТКА

Жоссан попросил туземцев прочитать или хотя бы разъяснить смысл значков, но оказалось, что никто не может этого сделать, хотя, как позже выяснилось, таблицы играли немаловажную роль в жизни острова еще в 1864 году, до их уничтожения. После

стр.11

долгих поисков Жоссан нашел старика по имени Меторо, о котором говорили, что он знает текст таблиц «кохау ронго-ронго». Вполне естественно волнение, с которым Жоссан ожидал прихода островитянина. Старик назвал миссионеру некоторые знаки таблицы, но сам по себе текст не имел никакой логической связи. Жоссан пришел к выводу, что знаки таблицы «кохау ронго-ронго» лишь помогают чтецу вспомнить хорошо знакомые островитянам события, передаваемые устно из поколения в поколение. Будучи лишены связи с конкретной обстановкой, они кажутся бессмысленными европейским исследователям. Миссионер составил таблицу комплексов понятий, связанных с определенными знаками таблицы, но, как метко выразилась английская исследовательница Раутледж, «это напоминало платок с завязанным узелком, о котором забыли, по какому поводу он завязан».
К сожалению, Жоссану не удалось отыскать других людей, знавших текст таблиц, а к тому времени было живо еще несколько человек, читавших «кохау». Тепано Жоссан впоследствии передал одну таблицу «кохау» знаменитому русскому исследователю Миклухо-Маклаю, который где-то нашел еще одну и привез обе в Россию. Вскоре после Жоссана на острове появился моряк Томсон. Он обнаружил старика Уре Ваеико, о котором ходили слухи, что он знает «кохау». Но старик категорически отказался читать таблицы, заявив, что «не будет заниматься святотатством». Он даже некоторое время скрывался от назойливого преследователя. Это только увеличило интерес Томсона. Он дождался возвращения старика и, подпоив его, наконец, вынудил согласиться. Старик стал нараспев воспроизводить текст, поворачивая таблицу, причем первую и все последующие нечетные строки он пел справа налево, а вторую и все последующие четные - слева направо. Томсон с удивлением обнаружил, что количество слов при произношении в данном случае совершенно не совпадало с количеством знаков таблицы, зато сам по себе текст был осмыслен. Старик пел, поворачивая таблицу, и Томсону вдруг стало ясно: он поет на память текст, заученный еще в детстве. Моряк убедился в этом, дав подслеповатому старику другую таблицу, а тот, не заметив подмены, продолжал воспроизводить текст на память. К сожалению, записи пропетого Уре Ваеико Томсону очень неразборчивы. Из них ясно только, что песня содержала легенду о происхождении острова и его обитателей. Тайна не была раскрыта.
Раутледж опоздала с ее раскрытием буквально на несколько дней. Последний человек, по имени Томеника, знавший тайну письмен, умирал от проказы в лепрозории. О нем исследовательница случайно узнала, обнаружив рукопись на бумаге, принадлежащую Томенике и написанную шрифтом «тау» - вариантом «кохау ронго-ронго». Старик не только читал, но и писал «кохау»! Это было невероятное открытие, если учесть, что события происходили в 1914 году. Пренебрегая опасностью заразиться проказой, Раутледж решила пойти к старику.

№ 12, стр.11-12

стр.11

Томеника находился в полузабытьи. Невидящими, помутневшими глазами он смотрел на вошедшую, бормоча что-то невнятное. «Хе тимо те ако ако тена», - неожиданно произнесла англичанка. Старик вздрогнул, словно от удара электрического тока, и, выхватив из рук Раутледж таблицу, быстро пробежал глазами ряды знаков «кохау», произнося их скороговоркой на каком-то странном, непонятном наречии. Прочитав текст, Томеника откинулся на циновку и замер. Сознание уходило...
Вот на одну секунду в угасающих глазах старика мелькнул проблеск сознания. Англичанка наклонилась над гниющим заживо телом, стремясь не пропустить ни единого слова.
- Буквы старые - слова новые, - еле слышно прошептал старик.
Через две недели он умер, унося в могилу тайну этой фразы. Раутледж долгое время пыталась расшифровать таблицы. Это не дало результатов. Да и попытки последующих исследователей терпели неудачу. Тайна острова Пасхи до сегодняшнего дня не раскрыта.

НАУЧНАЯ ДОГАДКА ИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ?

Уже первые исследователи отвергли версию о создании идолов горсткой обитателей Пасхи. «Если бы даже все население острова, - говорит Форстер (имея в виду все население, жившее в момент посещения Кука), - объединилось, оно бы не сумело и за год вырубить из скалы даже самое небольшое изваяние: одно из тех, что десятками встречаешь на острове. Это мог сделать лишь могучий народ, обитавший на Пасхе задолго до прихода европейцев».
Ясно, что изваяния создавались людьми, а не волшебной «мана». Следовательно, эти люди существовали, и это было могущественное племя. Споры вызывают другое. Вправе ли мы считать обитателей Пасхи прямыми потомками этих людей? Являлись ли творцы изваяний коренными жителями Пасхи, или они значительно позже появились на острове, преодолев (хотя это и кажется невероятным) тысячи километров океанской пустыни, отделяющей остров Пасхи от материка?

ПРАКТИЧЕСКИ ДОКАЗАННАЯ ГИПОТЕЗА

Возможность такого переселения была научно доказана совсем недавно в результате отчаянного эксперимента французского врача Бомбара, переплывшего на крохотной лодочке «Еретичка» Атлантический океан при полном отсутствии запасов продовольствия и воды. Оказалось, что человек может долгое время существовать в подобных условиях. За бортом имеется такое обилие пищи, что просто невозможно погибнуть от голода. К тому же для получения пищи не нужно прилагать усилий. За ночь в лодку ученого падало до десятка летучих рыб. Достаточно было опустить в воду обыкновенный крючок с куском приманки, как в ту же минуту клевала крупная рыба. Океан, по образному выражению ученого, представляет «сплошную жидкую, непрокипяченную уху». В верхнем слое его обитает планктон - мельчайшие организмы. Оказалось, что планктон может служить отличной пищей человеку. По калорийности он не уступает другим продуктам моря.
Итак, обилие пищи позволяет долгое время существовать в открытом океане. Но где взять воды? Морская вода может в небольших количествах употребляться человеком для утоления жажды, однако избыток солей не дает возможности заменить целиком пресную воду морской. Нужна еще пресная вода, собранная во время дождя, и, наконец, из тела пойманных рыб можно высасывать пресный водянистый сок. Все это позволяет долгое время обходиться без пополнения водного запаса и пищи.

КТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДКАМИ ОСТРОВИТЯН?

Любопытно отметить, что легенды острова, во многом противоречивые, упоминают имя Хоту-Матуа - родоначальника островитян. Оно упоминается и в тексте, который воспроизводил Уре-Ваеико. Легенда говорит, что Хоту-Матуа приплыл из далекой страны Марае-тое-хау и привез с собой на остров шестьдесят семь таблиц «кохау ронго-ронго». Он плыл, имея все время перед собой заходящее солнце.
В начале двадцатого столетия ученые сделали поразительное открытие. На Соломоновых островах были обнаружены каменные изваяния, напоминающие статуи острова Пасхи. Тысячи

стр.12

километров разделяют эти острова. Неужели здесь была родина легендарного Хоту-Матуа? Тогда какие причины заставили его покинуть Соломоновы острова? Быть может, унесенные в океан люди случайно наткнулись на сушу?
Предание говорит, что вождь острова Таити каждый год отправлялся в гости на Гавайские острова, лежащие в двух тысячах морских миль. Сначала пироги, ориентируясь по звездам и солнцу, плыли строго на север до широты Гавайских островов, затем поворачивали к западу и плыли до тех пор, пока облака не указывали местоположение архипелага.
Первые европейцы обнаружили на Гавайских островах тыквы с замысловатым рисунком на кожуре. Оказалось, что они служили своеобразным глобусом в путешествии, а рисунок точно воссоздавал очертания далеких островов с указанием направлений морских течений. Обитатели островов знали, что Земля имеет форму шара. Им были известны пять планет, которые они называли блуждающими в отличие от неподвижных звезд, из которых около трехсот имели свои названия. Таковы намеки на высокий уровень древнейшей культуры островитян Тихого океана, следами которой являются изваяния острова Пасхи.
В 1947 году норвежец Тур Хейердал с пятью спутниками переплыл океан на плоту, сделанном по старинным индейским чертежам, преодолев расстояние от Перу до архипелага Туамоту. Он был уверен, что именно этим путем плыл на своем плоту вождь Тики, чье имя упоминается в преданиях многих островов Тихого океана - от Гавайских до Пасхи. Хейердал собрал ряд фактов, которые, по его мнению, подтверждают, что культура острова Пасхи была основана белыми пересенцами из Америки.
Жители Пасхи очень хорошо знают свою родословную и всегда с большой уверенностью говорят о своих предках, кто из них «черный», а кто «белый». Следует напомнить, что первые европейцы обнаружили белокожих островитян с русыми волосами и серыми глазами, которые резко выделялись из основной массы островитян, имевших вьющиеся волосы цвета воронова крыла и смуглую кожу. Белокожие считали своим родоначальником Тики, а смуглые - Хоту-Матуа.
Изучая историю индейских племен Америки, Хейердал сделал вывод, что культуру индейцам тоже принесли неведомые пришельцы, которые исчезли так же внезапно, как и появились. Древние легенды инков говорят о таинственных «бородатых великанах», пришедших из-за моря до того, как инки стали править страной. Хейердал утверждает, что пришельцы научили инков ориентироваться по звездам, дали календарь, воздвигли многочисленные храмы и памятники, развалины которых сохранились и по сей день.
Легенда инков говорит об огромном сражении, происшедшем у озера Титикака. В этом сражении пришельцы во главе с вождем Кон-Тики были разбиты наголову. «После этого, - гласит легенда, - он ушел на запад вместе с остатками своего народа».
Инки называли разбитых врагов «длинноухими», а одна из легенд острова Пасхи упоминает о войне «большеухих» с прибывшими «короткоухими». Статуи острова имеют вытянутые уши, а подбородок выпирает вперед заостренным клином, наподобие бороды. На них воздвигали тюрбаны из красноватого камня - может быть, это попытка изобразить рыжие волосы. На острове Пасхи и других островах до последнего времени сохранялся обычай красить во время праздников волосы в рыжий цвет. Туземцы говорили, что «они хотят походить на своих предков».
По преданию, Тики привез со своей далекой родины «сладкий картофель» - батат, который произрастает на Пасхе, Гавайях, Новой Зеландии. Острова отделены тысячекилометровыми водными пространствами, однако слово «кумара», характерное для языков перуанских индейцев, произносится точно так же и на островах, и везде обозначает «сладкий картофель». До эпохи великих открытий батат произрастал исключительно в Южной Америке и на островах Полинезии.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ «КОХАУ»?

Ученые идут к расшифровке «кохау» различными путями. Когда в Индии при раскопках погребенного города Мохенджо-Даро были обнаружены глиняные таблички с письменами, их стали сопоставлять с «кохау». Этот вывод в свое время вызвал сенсацию, однако сходство отдельных знаков еще не может служить доказательством общности культур, поскольку оно встречается нередко в письменах самого различного происхождения.
Другие пытаются расшифровать «кохау» как ребус, подставив нужное слово в текст так, чтобы количество знаков совпало с произношением. Третьи надеются найти таблицу с текстом на двух языках или ключевые таблицы-расшифровки.
Хоту-Матуа, как говорит легенда, привез с собой на остров шестьдесят семь таблиц «кохау». Следовательно, на его родине жители владели этим письмом.
Островитяне утверждают, что последним человеком на острове Пасхи, свободно владевшим письменами «кохау» и «тау», был вождь Гобарра, который прилагал все усилия к тому, чтобы передать знания своим подданным. Он ежегодно устраивал экзамены по чтению таблиц.
Гобарра умер незадолго до прихода первых европейцев. Его похоронили вместе с носилками, сколоченными из трех таблиц «кохау ронго-ронго». После смерти Гобарры, выполняя его завет, приближенные спрятали большинство наиболее ценных таблиц «кохау» в тайник, который до сих пор не обнаружен. Среди них были таблицы, привезенные на остров самим Хоту-Матуа.
Незадолго перед войной семнадцатилений ленинградец Борис Кудрявцев сделал открытие, мимо которого прошли десятки ученых с мировым именем. Сравнивая таблицы «кохау», он установил идентичность текста на четырех таблицах. Только на одних дощечках группа знаков цельная, а на других она разделена дополнительными знаками, причем последовательность знаков сохраняется. Напрашивается вывод, что знаками записаны варианты текста, одни краткие, другие более распространенные, но одного содержания. Кто знает, сколько неожиданностей таят еще в себе таинственные обломки «говорящего дерева», которые до настоящего времени хранят упорное молчание?
Сейчас некоторые ученые склоняются к мысли, что Дэвис и Роггевеен видели не остров Пасхи. Но кругом за тысячи километров нет другого острова! Не мог же Дэвис ошибиться на тысячи километров, указывая координаты виденной им у горизонта земли! «Нет, - говорят ученые, - Дэвис не ошибался, не ошибался и Роггевеен, говоря о цветущем острове и торжественных ритуалах у изваяний. Все это действительно существовало, но не на острове Пасхи. Был другой остров, - говорят ученые, - и в результате неведомой катастрофы он бесследно исчез с лица планеты в океанской пучине». Быть может, остров Пасхи - это лишь вершина огромного острова, оставшаяся на поверхности океана после катастрофы? Может быть, дороги соединяли в свое время кратеры вулкана Рано Рараку с каким-то другим пунктом, лежащим сейчас под водой?
Среди островитян бытует поверье. Если выйти в один определенный день года на старенькой лодочке в океан и, произнося слова «хе тимо те ако ако тена», заглянуть в его глубь, можно увидеть далеко внизу спящие вечным сном изваяния. Болезненно искривленными уголками рта гиганты улыбаются, вспоминая о солнце, которого никогда уже не увидят.

Сайт создан в системе uCoz