ОНИ ШЛИ САМИ

«Наука и жизнь», 1983, №6, стр.62-63


Одна из многих загадок острова Пасхи - ее гигантские статуи. Странные, похожие друг на друга, с одинаковым выражением лица и неправдоподобно вытянутыми ушами, они в огромном количестве разбросаны по всему острову. Когда-то статуи стояли на пьедесталах - это еще видели первые европейцы, посетившие остров. Теперь они низвергнуты. Лишь у подножия вулкана Рано Рараку еще стоят готовые, предназначенные к отправке фигуры, а кругом множество начатых и незавершенных. Работа по неизвестной причине была внезапно прервана.
Отсюда, из этой своего рода гигантской мастерской, готовые статуи отправлялись на предназначенные для них места, зачастую на расстояние в 10-15 километров.
Каким образом это удавалось делать древним обитателям острова, не имевшим необходимой для переброски столь значительных грузов техники? Как перетаскивали полностью законченные, обработанные и отшлифованные статуи через горы и долины, умудряясь при этом не повредить их за время пути? Как взгромождали их на аху - пьедесталы двухметровой высоты? Как водружали после этого на их головы "шляпы", весящие от двух до десяти тонн?
Вопросы эти, возникшие уже у первых европейских посетителей острова, не перестают привлекать внимание и теперь.
Итак, как же все-таки передвигали статуи? На этот счет есть несколько предположений.
Их могли передвигать на катках. При наличии круглых бревен и многочисленных рабочих рук движение на катках представляется довольно простым. Одно существенное обстоятельство мешает принять эту гипотезу: на острове Пасхи нет леса. Здесь растет лишь кустарник.
Предполагали, что статую могли укладывать на "салазки", которые потом тащили по дороге, устланной в качестве скользкой смазки ямсом и плодами - это имеется на острове в изобилии. Такая техника использовалась древними греками, и вполне вероятно, что ею могли пользоваться и на острове Пасхи. Удивляет только, что лица многих брошенных в пути статуй обращены в землю, в то время как статуи на "салазках" должнв были бы лежать на спине (рельефное лицо скульптур мешало бы их тащить).
Перемещение статуй на катках, с помощью козел и 
движение поворотами в вертикальном положении
Суть еще одной гипотезы ясна из рисунка. Привязанная к вершине подвижных "козел" фигура двигалась скачками, каждый из которых был равен примерно 80 сантиметрам. За день статуя могла быть продвинута таким образом на 300 метров. Для фигур весом в несколько тонн это реально. Но ведь вес некоторых из них достигал десятков тонн, и можно себе представить, какого калибра должны быть брусья, составляющие "козлы", чтобы не рухнуть под их тяжестью. Такого материала на острове нет.
А каково мнение на этот счет нынешних обитателей острова? Местные жители, к которым Тур Хейердал во время своей эуспедиции на остров обращался с вопросом, как перевозили в древние времена гигантские каменные фигуры, отвечали ему, что они шли сами. Устная традиция не меняла на этот счет своего мнения: моаи (статуи) шли сами по себе. Конечно, это нельзя понимать буквально, но не может ли быть, что какая-то доля истины здесь есть? Тем более что не так уж много времени отделяет нас от работ по воздвижению статуй - едва лишь три века. По всей вероятности, статуи передвигали в вертикальном положении - они "шли". На этом основана гипотеза вертикального вращения. Статуи, по мнению ее авторов, можно было двигать в стоячем положении, поворачивая с помощью веревок то в одну, то в другую сторону. Однако передвижение каменной фигуры таким способом требует идеально гладкой дороги, иначе она не сможет преодолеть возникающих на ее пути препятствий. Поскольку на острове Пасхи действительно обнаружены древние дороги, гипотеза могла бы получить право на существование. Если бы не одно обстоятельство - трение. Чтобы преодолеть силу трения и заставить многотонную массу поворачиваться вокруг своей оси, нужны огромные усилия. Тем большие, чем менее гладка дорога. А дороги острова Пасхи, пусть даже подготовленные и расчищенные, все же вряд ли были зеркальными катками.
Перемещение статуй по гипотезе Симере
Французский исследователь Ж.-П.Симере, побывавший на острове Пасхи, предлагает свои уточнения гипотезы движения вращением, которые, по его мнению, позволяют решить проблему трения. Это - вращение "вразвалку".
Из собственного опыта каждый знает, что любой тяжелый и высокий предмет легче передвигать в вертикальном положении. При этом удобнее не тащить его, а толкать, используя его собственную инерцию. Так иногда двигают шкафы, тяжелые бочки, газовые баллоны.
Передвигаемая статуя имеет две позиции равновесия. Одна устойчивая - на ее основании. Другая неустойчивая - на ребре основания. Тогда достаточно легкого толчка, чтобы статуя повернулась на четверть оборота. Таким образом, наклоняя ее то вправо, то влево и заставляя каждый раз делать по четверти оборота, можно продвигать ее вперед. При этом не требуется специально оборудованных дорог: в положении неустойчивого равновесия основание статуи приподнимается, и этого достаточно, чтобы преодолеть небольшие препятствия. Если дорога идет вверх, принцип остается тем же: балансирование с одной стороны на другую (так сказать, с ноги на ногу) и дополнительный толчок в основание статуи.
При таком методе требуются лишь веревки и, по мере надобности, короткие деревянные рычаги для управления вращением. С помощью веревок осуществляется боковое балансирующее движение статуи, они же удерживают ее в необходимом равновесии.
Расчеты показывают, что для приведения в движение статуи весом в 40 тонн требуется усилие порядка 8 тонн. Если считать, что один человек тянет с силой 50 килограммов, понадобится две группы по 160 человек каждая, которые будут поочередно то тянуть статую, то сдерживать ее наклон.
По-видимому, группы делились на множество подгрупп, каждая из которых тянула свою веревку. Их могло быть шестнадцать с каждой стороны (и соответственно по десять человек в подгруппе) - этого было бы достаточно, чтобы начать движение "вразвалку". И плюс несколько веревок, которые удерживали бы статую в вертикальном положении.
В позиции неустойчивого равновесия соприкосновение статуи с почвой минимально, трение уменьшается и движение становится незатруднительным. Безусловно, гипотеза нуждается в проверке (возможно, имеются какие-то следы в основании статуй, которые свидетельствовали бы именно о таком их продвижении.
Когда этот номер журнала сдавался в набор, были опубликованы результаты новых исследований: судя по обнаруженной в древних отложениях пыльце, некогда на острове росли деревья с толщиной ствола до полуметра. Это снимает основное возражение против гипотез, согласно которым для перевозки статуй требовались толстые бревна. И все-таки предание упорно твердит, что моаи шли сами...

По материалам журнала "Сьянс э ви" (Франция)

Сайт создан в системе uCoz