стр.14

Л.Жданов

ХЕЙЕРДАЛ ВИДЕЛ ЭТО САМ *

«Техника-Молодежи», 1957, № 12, стр.14-15


В 1947 ноду Тур Хейердал предпринял знаменитое плавание на плоту «Кон-Тики», чтобы подтвердить свою гипотезу о заселении восточных островов в Полинезии людьми из Южной Америки. В 1953 году он побывал на Галапагосских островах: сюда задолго до появления европейцев приплывали пытливые мореходы-инки. А в 1955-1956 годах норвежский ученый организовал новую экспедицию - на остров Пасхи, где сохранилось множество ценнейших памятников древней культуры. Загадочные каменные изваяния на острове Пасхи давно дразнят воображение ученых всего мира. После многих книг и статей и в первую очередь после выхода книги самого Хейердала о плавании через Тихий океан, про загадки острова Пасхи узнали миллионы людей.
Тур Хейердал первым в истории приступил к систематическому научному исследованию таинственного острова. Удивительные предания, загадочные истуканы, воздвигнутые, казалось, сверхъестественными силами, - уже это сулило интересные открытия. Однако результаты экспедиции превзошли самые смелые ожидания Хейердала.
Веками вырабатывалось у островитян враждебное отношение у чужеземцам. Много раз появление европейцев приносило беду. Что могли местные жители противопоставить огнестрельному оружию? Ничего. Люди каменного века, они искали защиты у камня; в 1786 году Лаперуз видел искусно замаскированные пещеры на острове Пасхи. Пещер было так много, что они могли укрыть чуть ли не всех обитателей острова. Недаром некоторые путешественники поражались малочисленности населения и явному преобладанию мужчин: женщины, старики и дети прятались от незваных гостей. У них были для этого основания. Однажды работорговцы захватили в плен и увезли почти все взрослое население острова...
Островитяне сохранили до нашего времени страшные воспоминания и поначалу отнеслись настороженно к новым гостям. Но тактичное поведение членов экспедиции уничтожило недоверие.
Было еще одно препятствие на пути ученых: суеверие островитян. Хотя цивилизация давно уже проникла в этот уединенный уголок, жители острова Пасхи продолжали твердо верить в «аку-аку» - дузов, ревниво оберегавших древние тайны острова. Но и эта проблема была разрешена, причем удивительным и неожиданным образом. Весть о плавании «Кон-Тики» дошла в свое время и сюда, и на острове сочли Тура Хейердала - «сеньора Кон-Тики» - наделенным сверхъестественным могуществом. Совершенно серьезно островитяне утверждали, что он потомок одного из их дальних предков, верили, что он тоже знается с «аку-аку». Поэтому жители острова Пасхи стали поверять Хейердалу тайны, которыми боялись делиться даже друг с другом. И вот одновременно с археологическими работами, приносившими все новые сенсационные результаты, начались ночные вылазки в потайные склепы - «родовые пещеры».
В этих пещерах наряду с черепами и скелетами родичей хранятся мелкие скульптурные изделия из камня; многие реалистически изображают животных, которые никогда не водились на острове. Каждое посещение семейного святилища, часто сопряженное с опасностью для жизни, обставлялось большой таинственностью и сопровождалось древними ритуалами.
В двух случаях Хейердал смог даже скопировать записи, сделанные в тетради знаменитыми письменами «ронго-ронго», причем рядом был написан латинскими буквами перевод отдельных знаков на современный язык островитян. Одна из тетрадей принадлежала островитянину, который вскоре после отплытия экспедиции бесследно исчез. К счастью, ученые успели сфотографировать все страницы, узнали они также и историю тетради. По словам владельца, она была переписана его отцом с еще более старой тетради. Дед владельца умел петь «ронго-ронго» и вырезать письмена на дереве. С помощью другого островитянина, жившего одно время в Перу, он записал значение древних письмен. До сих пор никто, кроме владельца тетради, не знал о ее существовании.

Вторую тетрадь показал Хейердалу деревенский колдун. В ней также была страница с толкованием знаков. От других жителей деревни ученые услышали, что в некоторых семейных склепах и сейчас хранятся настоящие, деревянные «ронго-ронго».
Вопреки тому, что до сих пор писали этнографы, Хейердал установил, что некоторые жители острова до наших дней сохранили точные сведения о работе над каменными скульптурами, превращенной много столетий тому назад. И они не только рассказали, но и показали ученым, как изготовлявались изваяния, как их перемещали с места на место, как поднимали стоймя на заранее выложенные каменные основания. Одновременно участники экспедиции наблюдали древние ритуалы, сопутствовавшие работам подобного рода.
Удивительное зрелище представилось глазам ученых ранним утром на склоне кратера Рано Рараку. Древняя мастерская ожила. Шесть потомков «длинноухих» вооружились острыми каменными топорами и дружно колотили ими по огромной стене. Работа шла под непрерывное ритмичное пение. Время от времени скульпторы брызгали на стену водой из высушенной тыквы. Заиупившиеся топоры тут же затачивали. На третий день обозначились очертания фигуры. Расчеты показали, что для изготовления одного изваяния потребовалась бы двенадцать-пятнадцать месяцев непрерывного труда. Естественно, Хейердал не настаивал на завершении работы.
А еще через несколько дней островитяне столь же охотно вызвались водрузить обратно на пьедестал одну из упавших древних статуй.
Двенадцать «длинноухих» собрались около исполинской фигуры весом в двадцать пять - тридцать тонн. В их распоряжении были три бревна, веревки и камни. Действуя бревнами, как вагами, и подкладывая сначала малюсенькие, затем все большие камни под лежащего великана, они за восемнадцать дней подняли его на основание. Глядя на высящуюся рядом каменную пирамиду, которая выросла за эти же дни, ученые поняли и то, как попадали на макушки


* Тур Хейердал. Аку-аку - тайна острова Расхи. Изд-во Гюльдендал, Осло, 1957.

стр.15

идолов «парики» из красной вулканической породы, отвечавшие по цвету рыжим волосам древних «длинноухих».

Вскоре последовал ответ еще на одну загадку. Бургомистр острова рассказал Хейердалу, что для передвижения фигур из «мастерской» использовались салазки в форме плуга, которые, в свою очередь, клали на катки. Сто восемьдесят местных жителей после сытного угощения впряглись в длинный канат и потащили без салазок прямо по земле двенадцатитонную статую. Поначалу изваяние никак не поддавалось, но потом заскользило так быстро, словно ничего не весило.
Огромное количество замечательных находок и открытий позволило при сопоставлении с древними преданиями воссоздать многие существенные черты истории острова Пасхи, поражающие наше воображение драматизмом событий. Вместе с тем они проливают свет на вопрос о заселении острова.

К числу важнейших немых свидетелей далекого прошлого автор относит найденные экспедицией изваяния совершенно нового типа. Современные островитяне не менее ученых были поражены этой находкой: таких статуй они не видели раньше и не помнили. Зато ученые сразу же заметили в истуканах разительное сходство с каменными фигурами, стоящими с незапамятных времен в Тигуанако (Южная Америка). До сих пор науку приводило в тупик своеобразие фигур острова Пасхи, и многие исследователи на этом основании отвергали их связь с южноамериканскими памятниками. Раскопки показали, что столь популярным загадочным каменным жителям уединенного острова предшествовали изваяния, родство которых с доинкскими скульптурами не вызывает сомнений.
Тур Хейердал намечает три эпохи в развитии островной культуры. Сначала прибывшие с востока люди продолжали делать фигуры того же типа, что изготовляли на материке. Развивая свое искусство, они создали во вторую эпоху те скульптуры, которые приобрели столь широкую известность. Вторжение новой волны переселенцев и вспыхнувшая вскоре война положили конец деятельности древних скульпторов. Начался период упадка, на острове развился каннибализм.
Исследование радиоактивности древесного угля на месте древних очагов показало, что в одном из них пламя горело около 400 года до нашей эры. Это древнейший из обнаруженных доныне следов человека во всей Полинезии. А роковое сражение поздних пришельцев, «короткоухих», с «длинноухими», после которого прекратилось изготовление идолов, произошло около трехсот лет назад.

Изучая развалины и открытые на острове фигуры, участники экспедиции обнаружили изображения лодок, имевших до трех мачт, причем лодки были сделаны из тростника и поразительно напоминали суда с озера Титикака в Южной Америке. Да и сам тростник, по преданиям островитян, попал на остров Пасхи оттуда же. Хейердал указывает, что это подтверждается научными данными. В давние времена из пресноводного тростника изготовляли большие мореходные лодки и плоты (наряду с бальзовыми), выдерживавшие вес нескольких сот человек. Из того же тростника сплетали паруса. Сам Хоту-Матуа, центральная фигура преданий острова Пасхи, прибыл сюда со своими людьми на двух вместительных тростниковых судах.
Необычные суда еще долго использовались на острове, в том числе для перевозки огромных изваяний вдоль берега. Часто они причаливали к местам, откуда в глубь острова шли дороги - те самые дороги, которые составляли одну из тайн острова Пасхи. Современные островитяне называют древние дороги «апапа»: одно из значений этого слова - «разгружать».
Чтобы окончательно убедиться в правильности своей догадки, Хейердал попросил водолаза экспедиции обследовать прибрежные воды в местах, где дороги подходят к морю. Раньше предполагали, что дороги идут дальше, что их продолжения исчезли под водой в результате погружения обширных участков суши; однако водолаз сообщил, что никаких следов дорог под водой нет.
Завершив первую часть исследований, Хейердал направился дальше - на те острова Полинезии, которые сохранили аналогичные материальные памятники. И здесь были сделаны интересные открытия. Итог исследований подведен в заключительной главе книги, где в шутливом диалоге со своим «аку-аку» Тур Хейердал сводит воедино наблюдения и заключает, что они подтверждают гипотезу о переселенцах с востока, из Южной Америки, а также из Северо-Западной Америки. Последние, возможно, пришли кружным путем из Азии, двигаясь первоначально на север вдоль Азиатского материка.

Сайт создан в системе uCoz