Ф.Кренделев

ПОСОХ БОГА УВОКЕ

«Знание-Сила», 1974, № 7, стр.42-43


стр.42

«Когда я еще учился в четвертом классе, мать подарила мне две книги: «Занимательную минералогию» Ферсмана и «Остров Пасхи» Шульце-Мезье. Первая определила мою провессию, вторая - личные увлечения, хобби». Так писал в своей статье «Кто же повалил истуканов?», опубликованной в №4 за 1973 год нашего журнала, доктор геолого-минералогических наук Ф.П.Кренделев. В этой статье автор вытался найти ответы на многие загадки и тайны острова Пасхи в его геологическом строении. Ф.Кренделев доказывал, что вулканические процессы на острове и в его окрестностях были в недавнее время, идут и сейчас. Разгадку тайны поваленных статуй автор, оспаривая точку зрения Тура Хейердала, видел в геологической истории острова, а не в религиозном фанатизме жителей.
Очевидно, и для многих наших читателей геология, история, этнография острова Пасхи также стали увлечением. Мы судим об этом потому, что после публикации статьи пришло много откликов с вопросами, сомнениями, мыслями их авторов ою этом интереснейшем уголке Земли. Поэтому мы решили опубликовать переписку Ф.П.Кренделева и профессора Н.А.Бутинова, видного исследователя искусства, обычаев, языков и письменности многочисленных островов Тихого океана.
Среди писем, поступивших в редакцию, есть и письмо от знаменитого путешественника Тура Хейердала, у которого статья Ф.П.Кренделева вызвала серьезные возражения. Между учеными завязалась дискуссия, и, быть может, впоследствии мы сумеем познакомить с ней наших читателей.

Уважаемый тов.Кренделев!

С интересом прочитал вашу статью «Кто же повалил истуканов?» Ваши наблюдения и выводы представляются мне заслуживающими серьезного внимания. Я согласен с тем, что «ров длинноухих» - это окончание лавового потока. Согласен и с тем, что каменные статуи повалены землетрясением.
Одно место осталось для меня неясным. В одном мифе говорится о том, что Хоту Матуа прибыл на остров Пасхи с какого-то островка, который медленно погружался в воду, так что во время прилива его заливало водой. Хоту Матуа так спешил, что забыл даже взять свою любимую каменную статую, моаи Тауто. Он послал за нею шестерых парней. Те вернулись на остров, но он погружался, поэтому они спешили, сломали статую и привезли только ее голову. А в другом мифе говорится о том, что Хоту Матуа сидел на западном склоне Оронго и смотрел в сторону своей прежней родины, при этом он смотрел через островок Мотунуи.
Сейчас в этой стороне никаких островов нет. Но если геологические процессы протекали здесь так активно, если землетрясения сдвигали горы (Рано Рараку, например), то в этой части океана могли быть островки, которые потом ушли в воду, и один из них мог быть родиной Хоту Матуа. Не так ли?
Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет.

Н.БУТИНОВ
г.Ленинград

Уважаемый Николай Александрович!

Ваше письмо в основном касается геологических вопросов, поэтому я берусь на него отвечать. Большинство ответов можно найти в геологическом строении острова и дна прилегающих акваторий.
В одном месте упоминаемой вами легенды есть некоторая неточность: легендарный вождь Хоту Матуа не мог, сидя на западном склоне Оронго, смотреть через островок Мотунуи на свою родину, лежащую в сторону заката. Этот островок виден только с южного склона Оронго (посмотрите на карту!). Если он сидел на южном склоне, он мог видеть вершины подводных гор, расположенных к югу от острова Пасхи на продолжении подводной гряды Восточно-Тихоокеанского поднятия, ныне затонувших. Именно в южном направлении почти на 10° по меридиану тянется скалистый хребет, совпадающий с зоной активных землетрясений.
Землетрясения идут и на самом острове Пасхи. Существующая ныне на острове сейсмостанция ежедневно фиксирует содрогания, обусловленные действием океанских волн и приливов, а также глубокофокусные подземные толчки. Землетрясения интенсивностью свыше четырех баллов (по 12-балльной шкале) происходит до 60 раз в год. При этом эпицентры располагаются или непосредственно под островом или в его окрестностях.
Об интенсивности геологических процессов говорят многочисленные трещины, тектонические швы. Вулкан Рано Рараку разбит на две почти равные части. Юго-западная половина - это скальная

стр.43

часть вулканического конуса. Здесь-то и делали моаи. Северо-восточная половина опущена: здесь все породы переработаны горячими водами и парами до состояния глин. Эта половинка ступенчато опущена на несколько десятков метров, что отлично видно со стороны бухты Хангаити. Весь остров несет на себе следы многократных подвижек пород.
Несмотря на свирепый натиск волн, берега острова остаются неприступными, юными, бухты сохраняют прямоугольные формы, образованные трещинами. Это один из важнейших признаков молодости берегов. Особенно интересны берега к югу от кратера Рано Рараку и между Хангароа и Ханга-Пику. При взгляде с высоты птичьего полета и на фотоснимках, сделанных с самолета, все пластообразные тела лавовых покровов выглядят, как страница тетради в косую линейку, только угол между линиями намного круче (около 84-86°). Такая трещиноватость определяет размер и конфигурацию каменных блоков, идущих на постройку ритуальных платформ аху, размеры и абрис моаи, статуй. При высекании моаи использовались естественные особенности камня. Крупного истукана было трудно изготовить не потому, что тяжела работа, а просто потому, что почти невозможно найти цельный камень нужного размера.
Слова легенды о погружении острова на глазах Хоту Матуа могут иметь два толкования. Первое - это накат гигантских волн цунами, возникающих вследствиеморетрясений или крупных катастроф на берегах южноамериканского континента, которые были неоднократно. Моретрясение описано русским мореплавателем О.Е.Коцебу, когда он в 1816 году подходил к островку Сало-и-Гомес (он называл его русским именем - Вахрамова скала!), ближайшему соседу острова Пасхи. В 1922 году в Чили произошло ужасное землетрясение, все газеты мира обошло сообщение о гибели острова Пасхи. Но остров остался цел. Старики помнят, что волна перехлестнула Аху Тонгарики и почти вплотную подошла к вулкану Рано Рараку. В 1960 году произошло еще одно такое же землетрясение и снова в Чили. Волны цунами прокатились через весь океан. Аварийные предупреждения были даны на Гавайях, в Японии, на Курильских островах, на Камчатке. Волна цунами разрушала города, расположенные даже на другом берегу Тихого океана. Но одним из первых встретил волну многострадальный Рапа-Нуи. Вот почему теперь в бухте Хуту-Ити развалины вместо аху! Вахрамова скала была веселой, зеленой. Теперь это пустынный островок, голый и неприютный, только жалкие солерофиты ютятся в расщелинах скал.
Второе толкование - это действительное погружение острова в пучину вод. К востоку от острова Пасхи, вдоль западного берега Южной Америки вело исследования экспедиционное судно «Антон Бруни». Сотрудники Дьюкского университета, фотографируя дно на глубине 2000 метров в 55 милях западнее перуанского порта Кальяо, увидели торчащие из морского дна две круглые каменные колонны. Тем самым доказывается не только сама возможность погружения участков суши, но и громадная скорость их погружения. Два километра за время от начала сооружения колонн, то есть на памяти человечества.
Погружение островов Тихого океана подтверждается самим фактом существования атоллов, островов, образованных кораллами на месте бывших вулканических вершин. В этом смысле Меланезия является страной, где острова погружались медленно, постепенно, без катастроф. Погружение началось многие тысячи, может быть, даже миллионы лет назад.
Именно поэтому на ваш вопрос о погружении островов я смело могу ответить: да, это так!
Во многих легендах, записанных разными авторами, имеются указания на землетрясения, появление и исчезновение суши или ее частей. В статье «Кто же повалил истуканов?» приводилась легенда о грозном немом старике в пересказе Шульце-Мезье. Туром Хейердалом записана еще одна легенда. В 1971 году ее привел А.Кондратов в книге «Тайна трех океанов». Вот отрывок из этой легенды, рассказывающий о том, как прибыл на остров вождь Хоту Матуа и какой произошел разговор между ним и юношей Теа Вака.
«Юноша Теа Вака сказал:
- Наша земля раньше была большой страной, очень большой страной.
...Арики Хоту Матуа спросил:
- Почему земля затонула?
- Бог Увоке сделал это; он опустил землю, - ответил Теа Вака. - Страна стала зваться Те-Пито-о-те-Хенуа. Когда посох Увоке был большим, земля провалилась в бездну. Пуку-Пухи-пухи, так зовется место, где сломался посох Увоке.
Арики Хоту Матуа сказал Теа Вака:
- Друг, это был не посох Увоке. Это была молния бога Макемаке».
Как геолог я истолковываю этот отрывок из легенды по-своему. Меня восхищает этот легендарный вождь Хоту Матуа! Ведь сообразил же он, что это не посох бога, а молния.
Картина, описанная юношей Теа Вака, типична для извержения вулкана. Сначала поднимается гигантский столб пепла и дыма. Слышатся глухие раскаты из глубинных недр Земли, сверкают молнии и грохочет гром. Волны беснуются вокруг вулканического острова от непрерывных содроганий клочка суши. Столб дыма и молнии - это и есть посох Увоке.
Посох Увоке сломался о гору Пуку-Пухи-пухи. Эта гора есть на современной карте. Это небольшой конус, сложенный красными пемзами. Он расположен близ северного берега острова на полдороге между «рвом длинноухих» и бухтой Анакена, точно на тектонической трещине. Эта же тектоническая трещина прошла через вулкан Паоа-Текена.
Согласитель, что это просто удивительно: посох бога Увоке угодил точно в тектоническую зону, прошелся по ней, а там, где он преломился, сверкали молнии и образовался еще один маленький вулкан. Но еще более поразительна наблюдательность первобытных пасхальцев, геологов самых начальных этапов человеческой истории. И как верны и живучи предания!
Геологическое истолкование легенды об Увоке сводится к тому, что за 10-15 лет до прибытия первого вождя пасхальцев Хоту Матуа на острове уже были первопоселенцы, на глазах которых произошло грандиозное извержение вулкана Паоа-Текена. Эта катастрофа сопровождалась уничтожением части острова. Хорошо, что взрывная волна ушла к северо-востоку: это спасло первопоселенцев от уничтожения.
Благодарю вас за письмо.

С уважением,
Ф.КРЕНДЕЛЕВ
г.Улан-Удэ
Сайт создан в системе uCoz