И.К.Федорова

Ареои на острове Пасхи

(По материалам рапануйского фольклора)
(Советская этнография, 1966, №4)

История о-ва Пасхи (вплоть до открытия его европейцами в 1722 г.), родина его первых поселенцев, взаимоотношения ханау момоко и ханау еепе, характер войны между ними - эти и многие другие проблемы, связанные с заселением острова, все еще не ясны и мало изучены.

Согласно легендам, история острова Пасхи делится на три периода.

I период - прибытие первых поселенцев на остров. Упоминание о них имеется в версиях легенды об Увоке, записанной Энглертом со слов братьев Веривери, и в довольно подробной версии, записанной на рапануйском языке в тетради Хаоа. Явный намек на заселенность острова (перед прибытием Хоту Матуа) имеется и в версиях легенды о разведчиках, посланных на остров...

II период начинается с прибытия другой группы переселенцев (ханау момоко) во главе с арики Хоту Матуа. Ханау еепе появляются на острове или одновременно с ханау момоко или вскоре после них (при третьем арики). В течение долгого периода карау-карау (сотни-сотни лет) ханау момоко и ханау еепе жили мирно. Но затем между ними вспыхнула вражда, которая привела к истреблению ханау еепе. Рапануйские легенды приписывают создание статуй...ханау еепе.

III период, начавшийся после войны между ханау момоко и ханау еепе, ознаменовался разрушением статуй и междоусобными войнами. Ханау момоко, истребив ханау еепе, последовательно уничтожают следы их пребывания на острове. Энглерт считает разрушение статуй результатом междоусобных войн ханау момоко первой трети XIX века. Можно, однако, считать, что многие статуи были разрушены во время войны туу и хоту ити.

Большинство исследователей о-ва Пасхи делали свои выводы о времени исторических событий, имевших место в этой части Тихого океана, исключительно на основе данных легенд и генеалогий. По мнению Метро, только генеалогии могут дать правильное понимание хронологической последовательности событий на острове Пасхи.

Раутледж полагает, что в первый период своей истории о-в Пасхи был заселен переселенцами меланезийского происхождения, а полинезийцы прибывают на остров в начале второго периода - около 1400 года. В начале XVIII века начинается третий период истории острова Пасхи - период упадка старой культуры. Метро считает, что остров был заселен полинезийцами и относит начало первого периода к XII веку...

Энглерт делит рапануйскую историю на три периода: 1) 1575 - 1610 г.г. - прибытие Хоту Матуа и ханау момоко, заселение острова, начало искусства резьбы деревянных фигур (при Туу ко Иху); 2) 1610 - 1730 г.г. - прибытие другого народа - ханау еепе и начало эпохи каменных статуй, война между ханау момоко и ханау еепе, закончившаяся истреблением последних, прекращение работ по возведению статуй; 3) 1730 - 1866 г.г. - начало войн между племенами ханау момоко, сопровождавшихся разрушением статуй, войны между племенами ко Туу и ко Ту’а Хоту ити, введение христианства.

Норвежская археологическая экспедиция (1955-1956 г.г.) исследовала археологический материал на о-ве Пасхи с помощью радиоуглеродного анализа. По ее данным...:

Первый (ранний) период начинается до 386 года и кончается около 1100 г. Аху этого периода представляют собой прямоугольные платформы, похожие на алтари хорошей кладки, без захоронения внутри. Платформы обращены в сторону моря и солнца в моменты солнцестояния и равноденствия. В этот период воздвигались статуи небольших размеров, без цилиндров «пукао», выполненные в довольно реалистичной манере. Доказательств в пользу того, что эти статуи стояли на...аху, нет. Археологи норвежской экспедиции к раннему периоду и коленопреклоненную статую из Рано-Рараку. Первые церемониальные постройки в Оронго датируются этим же временем. Здесь на низком хлме была сооружена каменная терраса. Камни ее меньших размеров, чем каменные плиты аху, но техника кладки такая же. Оронго было местом наблюдения за солнцем; там же совершались церемонии, связанные с культом бога Макемаке. Радиоуглеродный анализ датирует ров Поике 386 г., что позволило отнести заселение острова ко времени до 386 г.

Для второго, или среднего, периода (1100-1680 г.г.) характерно меньшее внимание к кладке; зато больше внимания уделялось изготовлению статуй и расстановке их на платформах. Статуи сильно стилизованы; производство их было сосредоточено в каменоломнях Рано-Рараку. Аху этого периода обращены в сторону внутренних областей острова. Некоторые аху первого периода и терраса в Оронго подновляются и перестраиваются. Новые постройки в Оронго, сделанные в средний период, были связаны с появившимся в это время культом человека-птицы.

Третий, или поздний, период (1680-1868 г.г.) начался войной между ханау момоко и ханау еепе и почти полным истреблением последних. В результате этой войны в каменоломнях Рано-Рараку прекратились все работы по изготовлению статуй. Вместо аху среднего периода стали возводить полупирамидальные аху, которые также служили для религиозных церемоний и были местом погребения. Третий период отмечен разрушением громадных статуй...

Достижения последних лет в области лингвистики и археологии этого района заставляют пересмотреть сейчас многие выводы, связанные с историей о-ва Пасхи, и по-новому подойти к анализу спорных моментов рапануйского фольклора. Данные археологии и лигвистики (в частности, глоттохронология) свидетельствуют о том, что о-в Пасхи...был заселен переселенцами с Маркизских о-вов. Эмори считает, что еще до того, как на Маркизских о-вах появились полинезийцы, говорящие на восточнополинезийских языках, часть этих островов была занята тонганцами. Именно с этой части Маркизских о-вов и началась затем миграция на о-в пасхи. Для рапануйского языка, однако, как и для маорийского, таитянского и других восточнополинезийских языков характерна префиксация. В тонганском же языке набор суффиксов значительно больший... Факт преобладания префиксации в рапануйском языке вряд ли может соответствовать выводам Эмори. Вероятно, заселение о-ва Пасхи началось лишь после того, как Маркизские о-ва стали центром дальнейшего распространения восточнополинезийских языков.

Автор данной статьи придерживается следующей периодизации истории о-ва Пасхи...: 1) заселение и освоение острова первыми поселенцами (вероятно, с Маркизских о-вов) в начале нашей эры, после того как там сложился центр распространения восточнополинезийских языков; 2) прибытие на остров Пасхи второй группы полинезийцев - ханау момоко во главе с арики Хоту Матуа, появление на острове ханау еепе (ханау момоко и ханау еепе прибывают, вероятно, с Мангаревы не ранее X-XI веков, не позднее XV-XVI веков), истребление ханау еепе в последней трети XVIII века; 3) война туу и хоту ити, свержение статуй,.. первые контакты с европейцами, введение христианства и гибель самобытной рапануйской культуры (последняя треть XVIII века - 1868 г.).

Основное внимание в статье уделяется рассмотрению событий второго периода истории о-ва Пасхи, связанного с пребыванием на острове ханау еепе. Вопросы о том, кто такие ханау еепе, откуда и когда они прибыли, не разрешены до сих пор...

О ханау еепе в науке сложились разные гипотезы. По мнению Раутледж, ханау еепе - это потомки тех меланезийцев, которые заселили о-в Пасхи еще до н.э. Энглерт полагает, что ханау еепе были меланезийским народом, прибывшим на остров в начале XVII века, вскоре после ханау момоко (полинезийцев). Метро, однако, считает, что легенда о войне между ханау момоко и ханау еепе не может служить доказательством в пользу существования на острове двух рас. Золотарев, а затем Гейне-Гельдерн выдвинули гипотезу о том, что ханау момоко и ханау еепе представляли собой две враждебные группы, связанные экзогамными отношениями. Деление населения на две враждующие между собой группы вообще характерно, по мнению Гейне-Гельдерна, для Восточной Полинезии. Н.А.Бутинов в статье «Короткоухие и длинноухие на острове Пасхи» придерживается примерно такого же взгляда, доказывая, что на острове не было двух рас и что «короткоухие» и «длинноухие» представляли собой две враждебные группировки, на которые разбилось население после смерти Хоту Матуа. Т.Хейердал, придерживающийся гипотезы американского происхождения культуры острова Пасхи, полагает, что «длинноухие» - это индейцы древнего Перу, переселившиеся на о-в Пасхи в первые века н.э. Метро считает культуру о-ва Пасхи полинезийской.

Археологический материал говорит о том, что культура населения о-ва Пасхи не была однородной. Культура первых полинезийцев складывалась под влиянием полинезийцев, прибывших на остров во второй период.

...Легендарный Хоту Матуа был главой второй...группы пересенцев. Хоту Матуа, согласно одним версиям, покинул родину после смерти своего отца, потерпев поражение в борьбе сосвоим братом (по одним версиям - Орои, по версии Раутледж - ко те Ира ка Атеа). По версии Томсона, Орои был могущественным вождем соседнего племени. Возлюбленная Орои обманула его и бежала с братом Хоту Матуа. Брат Хоту Матуа и его невеста в сопровождении шести спутников покинули родину. Через два месяца, снарядив две ладьи, покинул родной остров и Хоту Матуа, так как оскорбленный Орои решил мстить всему его роду. Если сопоставить разные версии, легенды о переселении Хоту Матуа, то можно убедиться, что они не противоречат друг другу. Все версии совпадают в том, что Хоту Матуа покинул родину, потерпев поражение в междоусобной войне...

Есть основание полагать, что Орои, с которым Хоту Матуа вел войну, является в рапануйском фольклоре олицетворением господства ханау еепе. Шульце-Мезье указывал, что сходство имени Орои и слова «Оророине» (по другим версиям «оро»), которое произносили в предсмертной агонии последние ханау еепе. Имя Орои распадается на две части: возможно, имя бога Оро и суффикс -и, являющегося непродуктивным в рапануйском языке, пока неясны.

Орои тайком достигает берегов о-ва Пасхи и мстит Хоту Матуа. Он убивает детей Хоту Матуа, а затем пытается убить и арики. Но Хоту Матуа разгадал замысел Орои и убил его. Согласно другой версии, Орои, мстя Хоту Матуа, убил его детей еще на родине, а прибыв на Рапа-Нуи убивает пятерых детей некоего Аорка... Хоту Матуа убивает Орои...

Ханау еепе, по словам Килимути, прибыли одновременно с Хоту Матуа в лодке Хинелилу. Согласно другой версии...ханау еепе прибыли благодаря чудесной силе (мана) третьего арики...

По версии, опубликованной Энглертом, ханау еепе прибыли на о-в Пасхи при жизни третьего арики Туу-ко-Иху.

По версии Томсона известно, что спустя много лет после смерти Хоту Матуа остров был почти поровну поделен между его потомками и «длинноухой расой». Согласно версии Раутледж, ханау момоко и ханау еепе мили, смешавшись между собой, по всему острову.

Ханау еепе в отличие от ханау момоко не имели арики. Ханау еепе прибыли без женщин, поэтому они женились на местных островитянках. Ханау еепе были носителями иной, более развитой культуры, создателями украшенных статуями больших аху, в которых они хоронили умерших. Сначала ханау еепе было немного, и они должны были придерживаться обычаев островитян, но затем их число увеличилось и они стали стремиться к тому, чтобы превратиться в полновластных хозяев острова. Ханау еепе требовали, чтобы жители острова - ханау момоко - строили для них большие аху и возводили статуи. Ханау еепе заставляли также ханау момоко очищать землю от камней и носить их на берег моря, хотя камни на этом безлесном острове предохраняли почву от высыхания и выветривания.

Судя по фольклорным памятникам, ханау еепе были каннибалами; они убивали и поедали детей островитян. Об этом рассказывается во всех версиях легенды об Орои, и в легенде о ко Ита, который убил 30 детей. Указание на каннибализм и господство ханау еепе имеется и в легенде о заселении о-ва Рапа-Ити, записанной более 100 лет назад. В этом предании, опубликованном Хейердалом, говорится, что остров «Рапаити был открыт женщинами, которые приплыли на нехитром суденышке с о-ва Пасхи. Многие женщины были беременны, от них то и пошло население Рапаити». Население о-ва Рапаити, культура которого поражает сходством с культурой о-ва Пасхи,.. жило некогда на высоких горных вершинах. Как считает Хейердал, жители Рапаити боялись могущественного врага, с которым уже некогда сталкивались и суда которого могли появиться в любой момент. Вролне вероятно, что женщины, заложившие основу культуры Рапаити, бежали от ханау еепе о-ва Пасхи, опасаясь за судьбу своего потомства.

Строительство аху, высекание статуй, перетаскивание их к берегу моря и водружение на аху стоило островитянам больших усилий. Ханау момоко приходилось очищать дороги от камней. Чтобы уменьшить трение, под статую, которую спукали со склона Рано-Рараку, подкладывали клубни вареного ямса. Это вызывало, видимо, недовольство земледельцев. Огромное количество камней на беоегу было необходимо для постройки аху и для того, чтобы поднять на платформу каменного гиганта. Ханау момоко были недовольны тем, что их отрывают от земледельческих работ, заставляют таскать камни и строить аху. Однажды они отказались выполнять приказания ханау еепе и восстали против их господства...

Поводом к восстанию послужило следующее (версия Раутледж): один из «длинноухих» (ханау еепе) по имени ко Ита, живший в Оронго, держал в своем доме 30 трупов детей, чтобы их съесть. Среди жертв ко Ита было 7 детей одного ханау момоко по имени ко Пепи. Несчастный отец сошел с ума, а его братья расправились с ханау еепе в Винапу и Оронго. К братьям ко Пепи присоединились остальные ханау момоко. Ханау еепе, бежавшие на Поике, решили отомстить ханау момоко. Они заполнили длинный ров сухими ветками и травой. Ханау еепе, во главе которых был Ико, хотели развести костер, загнать ханау момоко в пылающий ров и там всех их сжечь. Один из ханау еепе по имени Тои, женатый на женщине ханау момоко, в нужный момент должен был зажечь костер. Но его жена, узнав случайно об этих планах, рассказала ханау момоко о заговоре. По версии, записанной Метро на рапануйском языке со слов Хуана Тепано, одна женщина ханау момоко, жившая в Поту-те-Ранги, узнала от своего мужа, ханау еепе, для чего вырыт ров, и предупредила своих об опасности. Ночью она помогла ханау момоко зайти в тыл к ханау еепе. Ханау момоко загнали своих врагов в ров и там сожгли их... Спаслось лишь двое ханау еепе (по версии Энглерта - трое), которые успели скрыться в пещере Ана Ваи, около Анакены. Ханау момоко настигли их в пещере и стали колоть заостренной палкой. Один их ханау еепе, по имени Оророине, кричал «орро, орро, орро». По другим версиям, ханау еепе кричал «оророине» или «ороини». Слово это распадается на две части: оро (оро-ро - неполное удвоение морфемы оро) и ине (?). Морфема ине в рапануйском языке отсутствует. В данном случае мы, видимо, сталкиваемся с неправильной записью какой-либо другой морфемы. Одним из толкований этого слова будет «Оро поверженный»... Последнего оставшегося в живых ханау еепе, который отрекся от бога Оро, так и прозвали - Оророине. По версии Раутледж, все ханау еепе были убиты. От Оророине, согласно данным Энглерта, ведет свое происхождение те островитяне, которые считают себя «длинноухими» (ханау еепе).

После войны ханау момоко с ханау еепе начинается «война» со статуями («хури моаи»), которые были возведены по приказу «длинноухих». Хотя период «хури моаи» растянулся на многие десятилетия, официальная линия фольклора - легенды - умалчивают как об этом, так и обо всем периоде господства ханау еепе. Намек на эти события имеется только в одной короткой версии легенды о заселении о-ва Пасхи. Эта версия записана Кнохе со слов 70-летнего рапануйца: «Длинноухие и короткоухие прибыли в лодках; длинноухие возводили статуи, короткоухие - платформы... У длинноухих не было короля, у короткоухих был король по имени Поеу Маренга, т.е. Лысая Голова. Впоследствии королева короткоухих Видие-Види приказала сбросить статуи, т.к. длинноухие отказались дать ей кусок лангуста»...

Воспоминания об этих событиях дошли до наших дней главным образом в форме сказок. Имеется несколько версий двух сказок, в которых свержение статуй объясняется местью старухи (колдуньи) или жреца иви-атуа (колдуна). Одна старуха (колдунья) варила обед для резчиков статуй. Однажды они поймали лангусту и приказали старухе сварить ее. Старуха сварила лангусуту в земляной печи вместе со сладким картофелем, а сама пошла к своим братьям, попросив резчиков оставить ей немного. Но резчики ей ничего не оставили. Она рассердилась и крикнула, чтобы моаи упали. Все статуи упали. Вторая сказка близка по содержанию первой. Старик (...жрец) пришел в окрестности Тонга-Рики в дом около Ваи-Махо. Женщины и мужчины, которые жили в этом доме, съели всю рыбу, всех угрей и раков, не оставив ничего жрецу. Узнав об этом, жрец разгневался и ночью, когда все спали, толкнул ногой подпору дома... Все статуи на Тонга-Рики упали.

Сведения о ханау еепе, имеющиеся в легендах, убеждают нас в том, что ханау еепе были ареоями, прибывшими на о-в Пасхи. На это указывают следующие факты.

Прибытие ханау еепе на о-в Пасхи сопровождалось военными столкновениями. Население острова встретило их дружелюбно и отвело земли для поселения (полуостров Поике). Иначе легенды рапануйцев как-то отразили бы борьбу островитян с завоевателями. Ханау еепе было немного; они прибылм без женщин и женились на местных островитянках. У них не было арики. Ханау еепе хоронили умерших в больших аху (ареои хоронили умерших членов общества в марае). Островитяне приписывают появление каннибализма на о-ве Пасхи ханау еепе. Каннибализм в его наиболее обычной форме поедания трупов врагов был, несомненно распространен и раньше, как всюду в Полинезии. Но убийство и поедание детей было, вероятно, связано именно с появлением на острове ханау еепе. В легендах подчеркивается убийство детей Орои и Ко Ита...

Ханау еепе разоряли рапануйцев, отвлекая их от земледельческих работ, заставляя работать на себя, заниматься строительными работами. Как и ареои других островов, ханау еепе о-ва Пасхи стремились к тому, чтобы стать правящей верхушкой, чего и достигли.

Ханау еепе на о-ве Пасхи представляли собой своеобразную касту, придерживавшуюся своих обычаев. Как и ареои на других островах Полинезии, они вели роскошный образ жизни, считая себя выше местных арики. В связи с этим они и получили название ханау еепе (hanau eepe), что в переводе означает, видимо, каста (группа) дородных (тучных). А рапануйцы и потомки Хоту Матуа, смешавшиеся с ними, стали называть себя кастой (группой) тощих (тонких) - ханау момоко.

На о-ве Пасхи вреои (ханау еепе) продолжали поклоняться своему верховному богу-покровителю Оро. Именно к нему взывали перед смертью последние ханау еепе: «Оро! Оро! Оро!»...

Недовольство рапануйцев ареоями (ханау еепе) постепенно росло...и привело к восстанию, положившему конец их господству на острове.

Союзы ареоев (areoe), известные также под названием арекои, каиои, кариои и т.п., существовали на многих островах Полинезии (Таити, Маркизских, Мангарева, Раротонга) вплоть до последней трети XIX века. Союз ареоев был особенно характерен для о-ва Таити...

Союз ареоев несомненно восходит генетически к мужским союзам, носившим тайный или полутайный характер и имевшим много общего с такими тайными союзами, как например, Дукдук и Сукве в Меланезии. Таитянские мифы приписывают создание союза ареоев богу Оро, сыну Танга Роа и Хины: Оро выбрал себе в жены женщину Ваиромати и каждый вечер спускался к ней на землю по радуге. Братья Оро, Оротетефа и Урутефа (Урутетефа), опустившись, как и он, с небес по радуге, долго искали его на разных островах. Наконец, они нашли Оро на о-ве Борабора (около Таити), сидящим в тени священного дерева рядом со своей возлюбленной. Они были так поражены красотой Ваиромати, что не посмели подойти к ней без подарков. Тогда один из них превратился в свинью, а другой в уру - красные перья. Затем они снова приняли свой прежний облик (так, что подарки остались), подошли к Оро и приподнесли ему и его жене подарки. За это Оро сделал Оротетефа и Урутефа первыми ареоями на земле. Оротетефа и Урутефа остались неженатыми и поэтому их последователи не должны иметь потомства.

Союз ареоев имел 12 центров, во главе которых стояли вожди. Глава центра на о-ве Раиатеа был одновременно главой всего общества. В общество принимались все желающие; церемонии, связанные с принятием в союз, были очень сложными и торжественными. Союз имел 7 ступеней, члены которых отличались особой татуировкой и особыми украшениями.

За ареоями повсюду следовала большая группа их слуг - мужчин и женщин. Назывались они фанаунау, т.к. в отличие от ареоев могли сохранять потомство.

В союз ареоев принимались не только мужчины, но и женщины (женщины могли составлять 1/5 всех членов). Члены союза ареоев обязаны были умерщвлять своих детей. Если они оставляли в живых своего ребенка, то их изгоняли из союза. Союз ареоев поддерживал интересы верхушки полинезийского общества. Принадлежность к союзу ареоев считалась привилегией. Ареои носили самую красивую одежду, самые богатые украшения; они ели многое из того, что не дозволено было есть другим, даже вождям. Вожди, вступая в союз, попадали сразу в число ареоев высших ступеней. Людям же простого происхождения нужно было пройти через все градации. Низшие члены общества прислуживали ареоям высших ступеней и были в основном актерами во всех представлениях ареоев. Деятельность ареоев носила сезонный характер и была связана с приходом весны и временем сбора урожая... Ареои обычно не имели определенного места жительства и переезжали с места на место, с острова на остров, проводя жизнь в постоянных празденствах и пиршествах.

Число ареоев было значительным, а до открытия островов европейцами оно было, по-видимому, еще больше. Согласно преданиям, у острова Раиатеа, например, сходилось иногда до 150 лодок, в каждой из которых редко бывало меньше 30-40 человек ареоев, а зачастую находилось человек 100. Арии (верховные вожди) и знать обычно с нетерпением ждали прибытия ареоев и их представления. Всюду, куда приезжали ареои, готовили помещения для их встречи. На празденствах ареои устраивали пантомимы, пели песни, гимны, восхвалявшие богов или знатных ареоев. Песни исполнялись речитативом и сопровождались барабанным боем. Ареоями исполнялись также драматические представления как исторического и мифического содержания, так и любовного. Драматические сцены и танцы (обычно эротического характера) исполнялись лишь женами низшей ступени и фанаунау. Ареои первых ступеней никакого участия в представлениях не принимали. Они лишь присутствовали на празденствах, облаченные в самые пышные наряды... Празденства сопровождались пиршествами и длились иногда несколько дней.

Все эти пиршества...происходили за счет раатира - земледельцев. Когда отряд ареоев прибывал на какой-либо остров, его жители обязаны были оказывать ареоям готеприимство и доставлять им фрукты, огромное количество свиней, кур, собак, рыбы. Когда ареои уезжали, после них оставались опустошенные поля, сады, сломанные фруктовые деревья. Дюмон-Дюрвиль писал, что ареои не подчинялись обычаям полинезийского общества. Воровство и грабежи были им дозволены. Местные жители страдали от этих грабительских набегов. Земледельцы и их семьи нередко лишались всех средств к существованию. Ненависть раатира к ареоям была, видимо, велика. Ареои терроризировали непосвященных, пользуясь ореолом неприкосновенности и святости. Табу, которому обязаны были подчиняться все остальные, не существовало для ареоев.

Союз ареоев принимал участие в междоусобных войнах. Можно предположить,.. что военные столкновения были также между раатира и ареоями. Но доказательств этому нет.

Верховным вождем ареоев был Оро, считавшийся богом войны. Те Ранги Хироа полагает, что культ Оро появился в более поздние времена, т.к. на окраинах Полинезии бог Оро неизвестен. Единого мнения о том, восходит ли имя «Оро» лингвистически к имени бога дождя, земледелия и урожая Ронго (ko Rongo > ko Roo > o Roo > O-Ro > Oro) или к имени бога Коро (в мифологии маори и полинезийцев Мангаиа), пока нет... Но скорее всего, однако, ареои, поклонявшиеся единому верховному богу Ронго, называли его отцом (‘оро), от которого и образовалось затем имя Оро.

На о-ве Пасхи имеются генеалогии арики Хоту Матуа. Одна из них возводит Хоту Матуа к Тики те Хату. Первая генеалогия имеется в списке Томсона. Тики те Хату - Урукена - Теруруатики те Хату - Хау Та Махики - Те Ририкатеа.

Эти же имена приводятся и в «Мифе о сотворении мира»: «Тики те Хату, после того как сочетался с Руруа Тики те Хату, произвел Ририкатеа».

Рири ка Атеа считается, по версии Раутледж, отцом Хоту Матуа. По другой версии, отцом Хоту Матуа был Таане Араи. Согласно версии, приводимой только Энглертом, Хоту Матуа был незаконнорожденным сыном ко Хири Туу Хонго-хонго; мать его названа именем Таи Амахиро. Братом Хоту Матуа был те Ира ка Атеа. Ава Реи Пуа была сестрой Хоту Матуа и женой Туу ко Иху (Хинелилу). Женой Хоту Матуа была Вакаи (Вакаи и Хива). Приведем реконструированную генеалогию арики Хоту Матуа:

	Тики те Хату	=	Руруа Тики те Хату
	Те Рири ка Атеа	=	Таи Амахтро
	Те Рири ка Атеа	=	Таи Амахтро
	Хоту Матуа, те Ира ка Атеа, Ава Реипуа.

Генеалогия же, записанная Метро, возводит Хоту Матуа к богу Ронго, сыну Танга Роа...: Танга Роа - Ко Ронгоронго а Танга Роа - Тупа Ринги Аига - Хоту Матуа.

В пантеоне полинезийских островов Таити и острова Мангаревы бог Ронго является верховным богом. На других островах Полинезии он считается одним из главных богов. В фольклоре же о-ва Пасхи бог Ронго не встречается. Вполне возможно, что именно ареои, чтобы оправдать свое пребывание на острове, дополнили генеалогию арики, возведя ее к богу Ронго.

Ханау момоко, в свою очередь после истребления ханау еепе сложили легенду об Орои, чтобы создать вокруг Хоту Матуа ореол борца с ареоями. На то, что «Битва с Орои» создана в позднее время, указывает язык текста, который близок к разговорному. Как и в тетрадях Т.Хейердала, в том тексте наблюдаются артикль подлежащего (е Орои), вынесение подлежащего с артиклем ко на первое место в предложении; глагольная форма ка..., ка... но маи для обозначения действия в настоящем, наречия рамочной конструкции типа и роти ки, ки хахо.

Под сильным влиянием религиозных верований ареоев складывался на о-ве Пасхи и культ человека-птицы (тангата-ману). Фердон показал, что комплексы сооружений в Оронго относятся к разным периодам истории о-ва Пасхи. Часть комплекса А (структура 1) была, видимо, сооружена в ранний период; другая ее часть (структура 2) - в средний период. Структура 1 этого комплекса была несомненно посвящена богу Макемаке. Об этом говорят стилизованные в большей или меньшей степени изображения человеческого лица... Структура 2 (комплекс А) с изображениями человека-птицы посвящена культу тангата-ману, который появляется, по всей видимости, в средний период. Между 1416 и 1420 г.г. комплекс А был заброшен; предпочтение было отдано комплексам «В» и «С». Однако по-прежнему существовало два церемониальных центра: один, связанный с культом Макемаке, другой - с культом человека-птицы.

Культ Макемаке, появившийся на о-ве Пасхи в первый (ранний) период, был связан с весенним придетом и гнездованием морской ласточки Sterna fuliginosa (рапануйское manu tara).По рапануйским легендам именно Макемаке выпускает птиц в разных местах острова. В средний период культ Макемаке претерпевает, видимо, изменения. Многочиленные петроглифы на скалах в Оронго, изображающие странное существо с человекоподобным телом и головой птицы фрегата, относятся к этому времени. Сторонники меланезийской гипотезы происхождения культуры о-ва Пасхи считают, что этот культ фрегата занесен меланезийцами. Есть основание предполагать, однако, что петроглифы, изображающие человека с головой фрегата, объясняются влиянием ареоев.

Культ птицы в таком виде, в каком он встречается на о-ве Пасхи, нигде больше в Полинезии не встречается. Но характерной чертой полинезийской религии является воплощение богов в камни, растения, животных, птиц и т.п. Так, на о-ве Пасхи воплощением бога Макемаке был череп, бога Танга Роа - тюлень. На о-вах же Таити птица фрегат (‘otaha) из семейства пеликановых была воплощением бога Оро. Можно думать, следовательно, что на о-ве Пасхи культ морской ласточки, связанный с Макемаке, главным богом рапануйского пантеона, переплетается с культом фрегата, воплощением верховного бога ареоев Оро. На это указывают также изображения птиц, высеченные ...на спиен статуи Хоа Хака Нана Ие, связанной с культом птицы. Два рисунка представляют собой изображения человека-птицы с головой фрегата, в третьем угадываются очертания морской ласточки...

Вновь избранный тангата-ману жил среди статуй Рано-Рараку в той части вулкана, которая носила название Орохие. Здесь же, ниже дома, в котором жил тангата-ману, находился и аху, где его впоследствии хоронили. Название Орохие распространялось на дом, аху и статуи, которые здесь стояли. Однэтих а из статуй (№6) была разрушена одновременно со статуей на аху Паро (аху те Пито Кура). Вероятнее всего, что эта статуя... была связана с культом бога Оро. Отсюда и название местечка Орохие или Орохиа (Orohie, Orohia), которое состоит, очевидно, из имени бога Оро и определения, выраженного прилагательным или причастием...

По мнению Метро и Энглерта, первоначально культ птицы имел религиозный характер; впоследствии он приобрел и социальную окраску: «мата», к которому принадлежал тангата-ману, было главенствующим в течение года.

Можно также считать, что война между туу и хоту ити была, очевидно, связана с недавней борьбой ханау момоко и ханау еепе. Капиора, информатор Раутледж, был уверен, что эта война произошла во время вравления деда арики Нгаара. Энглерт полагает, что Туу ко Ихо, упоминаемый в легенде, это арики, живший в середине XVIII века. Метро, сопоставивший версии легенды, считает, что война между этими двумя союзами мата могла произойти раньше, во времена арики Туу ко Ихо, который прибыл на остров вместе с Хоту Матуа. Так как отдельные версии легенды часто совпадают друг с другом даже в мелких деталях, можно думать, что исторические события отражены более или менее правдиво...

...двое молодых людей, Макита и Рокеауа пришли к хоту ити в дом к Каинге, который жил в Ханга-Нуи. Каинга решил угостить своих гостей куриными потрохами, но Макита и Рокеауа отказались от поданного угощения и потребовали человеческих внутренностей. Тогда Каинга убил своего приемного сына и приготовил кушанье, которое требовали гости. Те пришли в ужас и бросились бежать. Жители Анакены, Кура, Ханга-Тео, Ваи-мата, Маитаки-те-Моа, Охау, Аху-Тепеу, Моту-Таутара, Аху-Кихи, Рау-Меа, Аху-Мокопики и других мест, населенных туу, укрылись на островах (около Оронго). Среди них были Макита и Рокеауа. Оскорбленный Каинга построил лодку, настиг молодых людей на острове Моту-Нуи и убил одного из них.

Вторая часть легенды рассказывает о войне миру и их союзников (туу) против хоту ити. Война шла с переменным успехом...и закончилась победой Каинги и его союзников (хоту ити). Ханау еепе, как передают легенды, жили в северо-восточной части острова, а ханау момоко в юго-западной. Граница проходила через Рано-Арои... Следовательно, ханау еепе жили среди «мата», составивших впоследствии союз хоту ити. ...на северо-востоке о-ва Пасхи, где ханау еепе было больше и они чаще соприкасались с островитянами, было, видимо, больше и приверженцев ареоев (ханау еепе). Возможно, что здесь ареои вербовали новых членов...

В северо-восточных «мата», видимо, сильнее была и склонность к каннибализму...

Война между туу и хоту ити разразилась, вероятно, вскоре после истребления ханау еепе. Во время войны туу и хоту ити островитяне уничтожали статуи, воздвигнутые на аху ханау еепе. Испанцы, посетившие о-в Пасхи в 1770 году и побывавшие в восточной части острова, на Поике, отметили, что островитяне поклонялись каменным статуям. Первыми увидели разрушенные статуи кук и его спутники... Это дает нам некоторое основание полагать, что война между туу и хоту ити произошла в период между 1770-1774 г.г. Истребление ханау еепе было, следовательно, не в конце XVII века, а в этот же период.., незадолго до войны между туу и хоту ити. К этому выводу приводит и рассмотрение генеалогии потомков Оророине (подсчет поколений): Оророине - Уре о Пеа - ко Пеа ко те Мотуха о те Коро - Инаки Ухи - Ао Нгату - Харе Каи Хива - Атаму Тупутахи - Хосе Абрахан Атан - Педро Атан и его братья...

Легенды сохранили нам несколько имен ханау еепе: ко Ита, Тои, Ико, Ваи, Оророине. Эти имена представляют собой морфемы.., характерные для языков Полинезии, что является еще одним доказательством в пользу полинезийского происхождения ханау еепе. Вполне возможно, что ареои прибыли на о-в Пасхи с Мангаревы...

В трех списках генеалогий арики о-ва Пасхи среди имен арики приведены титулы жрецов. Жоссан и Томсон приводят группу жрецов:

(Жоссан)	(Томсон)
te tuhunga	            te tuuhunga nui
te tuhunga nui	        te tuuhunga roa
te tuhunga marakapau	te tuuhunga mare kae pau

В генеалогии Раутледж...даны...:

te tuhunga  - haroa	
te tuuhunga - hanui	

Туухунга нуи напоминает нам титул верховного жреца Таити таху нга нуи (tahu’a nui). Туухунга роа означает, по-видимому, то же. Туухунга мараекапау...представляет собой, вероятно, искаженное тухунга марае (ср. Таитянское tahu’a marae - «жрец - строитель марае») в сочетании с личным именем.

Мы находим титулы жрецов и в «чтениях Меторо»...: o toru gagata, tuhuga nui, tuhuga roa, tuhuga marakapa... Каким образом туухунги (тухунги) попали в генеалогии королей о-ва Пасхи? Этим, вероятно, островитяне обязаны ареоям с о-ва Мангаревы.

Форма tuhunga имеется только в языке о-ва Мангарева: «мудрый», «искусный»... Далее по сообщению Моренго, наиболее тесная связь между вождями и жрецами существовала на Мангареве: жрец имел одновременно и светскую власть. Ханау еепе (ареои с Мангаревы), которые одновременно были и жрецами, были внесены информаторами Томсона и Раутледж в число арики острова. Имена их, видимо, были отброшены сознательно или титулы воспринимались как имена собственные.

Метро считал, что общеполинезийское слово _а____а, которого нет в современном рапануйском языке, было раньше и сохранилось в старинной рапануйской песне:

He naunauno ta Puku-Naunau,     Сандал из Пуку: сандал
He rongorongo no Orongo.        Чтец ронгоронго из Оронго.
He tahonga no ta Puku-Tahonga.  Жрец из Пуку; жрец.
He kiakia no ta Puku-Kiakia.    Птице киакиа из Пуку; птица киакиа.

Появление в этой песне аффиксальной частицы ta может быть объяснено влиянием языка о-ва Мангарева. Ср.манг. ta - неопределенный артикль (употребляемый со словами, которые обозначают птицу). Руссель, составитель первого словаря рапануйского языка, указывал на большую близость языка Мангаревы к языку о-ва Пасхи...

Думается, что именно о-в Мангарева, как один из самых близких к о-ву Пасхи, стал для ареоев той базой, откуда они двинулись дальше на восток. Появиться на о-ве Пасхи ареои могли лишь после заселения о-ва Мангарева, т.е. не ранее X-XI веков и не позже, судя по археологическим данным, XV-XVI веков.

Отношение ханау еепе к иероглифической письменности неясно. На статуях «моаи» не обнаружено надписей, сделанных иероглифами. Традиция иероглифического письма продолжала существовать на острове и после войны ханау момоко с ханау еепе. По-прежнему были школы, в которых знатоки письма обучали своих учеников чтению кохау ронго-ронго. Хотя островитяне и стремились стереть воспоминания о времени господства на острове ханау еепе, дощечки кохау ронго-ронго не разделили участи моаи. Дощечки кохау ронго-ронго...являются образцами рапануйской иероглифической письменности и записаны на рапануйском языке.

Сайт создан в системе uCoz